Вас приветствует муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Литвиновский детский сад Яшкинского муниципального округа"!
Наш сайт, в первую очередь, адресован тем, кто заинтересован во всестороннем и гармоничном развитии своего ребенка, кто хочет поделиться своим опытом и рассказать о воспитании и обучении дошкольников, кто готов сотрудничать с квалифицированными педагогами.
Работа по экологическому образованию детей
Работе по экологическому образованию дошкольников в настоящее время уделяется много внимания. Цель данной работы-развитие у детей начал экологической культуры.
Рождение экологического миропонимания связано с освоением важной нравственно-философской категорией "Мы", т.е. единства.
Мы- это жители планеты, всё живое на Земле: люди,животные,растения.
Мы-это выражение нашего родства и гуманного способа совместного проживания.
Мы-это всё, от кого зависит жизнь планеты и каждого живущего на ней; те,кто уже владеет опытом взаимодействия с природой и кто только начинает приобщение к ней.
Мы- это коллектив единомышленников: воспитателей, родителей, осуществляющих экологическое образование детей с использованием отечественного и зарубежного педагогического опыта.
Работа ведётся по трём разделам:"Живые...Какие мы?", "Как живые приспосабливаются к среде", "Мы нужны друг другу на Земле". Последовательно раскрываем сущность живого организма и его взаимодействия со средой. Раскрытие всё новых и новых знаний о живом создаёт предпосылки для обобщения представлений детей о ценности природы и нормах взаимодействия с её объектами, дальнейшего накопления опыта гуманно-ценностного отношения к ней. Формирование экологической воспитанности дошкольника предполагает решение следующих задач:
-развитие у детей дошкольного возраста экологических представлений,знаний о ценности природы и правилах поведения в природе;
-формирование умений разнообразной деятельности в природе и становление экологически ориентированного взаимодействия с её объектами;
-накопление детьми эмоционально-позитивного опыта общения с природой.
Успех работы обеспечивается несколькими обязательными условиями:
-готовностью взрослых к осуществлению экологического образования детей;
-личностно-ориентированным взаимодействием взрослого и ребёнка в процессе освоения программы;
-постоянным общением детей с природой ближайшего окружения;
-построением экологически развивающей среды в ДОУ;
-активным участием родителей в воспитательном процессе;
-установлением педагогом связей со школой, общественными организациями,учреждениями дополнительного образования.
Особое внимание может быть уделено накоплению у детей эмоционально-положительного отношения к растениям и животным,развитию у дошкольников познавательного интереса к природе и т.д.
Познавая,ребёнок осваивает представления о связях в природе и социуме,о многообразии ценностей природы Земли. При этом его знания приобретают качество системности. Тем самым взрастают возможности операциональной стороны интеллекта: совершенствуются познавательные умения, наблюдательность и познавательный интерес, способность понимать последствия поступков и осознавать важность соблюдения правил и норм поведения в природе. Всё это позволяет детям творчески применять полученные знания и умения в повседневном общении с природой. Проводятся следующие виды познавательной деятельности:
-наблюдение;
-экологическое моделирование;
-поисковая деятельность.
Труд в природе способствует развитию у детей эмпатии (сочувствия, сострадания, сопереживания живым существам), позволяет ребёнку увидеть результат своей помощи живому, почувствовать радость дружеских контактов с миром природы. Это существенно совершенствует эмоционально-волевую сферу личности ребёнка, благоприятно сказывается на развитиии адаптационных механизмов его психики.
Играя с растениями и животными, дошкольник учится распознавать настроение живого существа,его своеобразие,что также способствует формированию чуткости и душевной отзывчивости ребёнка.
Наконец,художественно-творческая деятельность,слушание,чтение и рассматривание книг с рисунками о природе помогают детям закрепить полученные знания, умения и навыки, расширяют их продуктивные, созидательные возможности в мире.
Итак, экологически ориентированная активность позволяет дошкольникам овладеть умением экологически целесообразно вести себя в природе. Ребёнок накапливает нравственно-ценностный опыт отношения к миру, что придаёт его деятельности гуманный характер.
В результате проделанной работы у детей значительно повышается уровень их экологической воспитанности, который выражается,прежде всего,в качественно новом отношении к природе. Ведущим личностным достижением ребёнка становится подлинно гуманное отношение к величайшей ценности-Жизни.
Советы по организации работы по экологическому образованию в ДОУ и семье:
См.также:
Экологическое образование дошкольников