Вас приветствует муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Литвиновский детский сад Яшкинского муниципального округа"!
Наш сайт, в первую очередь, адресован тем, кто заинтересован во всестороннем и гармоничном развитии своего ребенка, кто хочет поделиться своим опытом и рассказать о воспитании и обучении дошкольников, кто готов сотрудничать с квалифицированными педагогами.
Закаливание составляет важное звено в системе физического воспитания детей. Оно обеспечивает тренировку защитных сил организма, повышение его устойчивости к воздействию постоянно меняющихся факторов окружающей среды и является необходимым условием оптимального развития ребенка.
Закаливание — это важное условие предупреждения охлаждения организма и профилактики острых респираторных заболеваний.
В основе закаливания детей должны быть следующие факторы:
— закаливающие воздействия органично вписываются в каждый элемент режима дня;
Для реализации этих факторов нужна система закаливающих мероприятий, включающая элементы закаливания в повседневной жизни, органично вписывающиеся в каждый режимный момент, и специальные закаливающие воздействия. При закаливании дошкольников круглый год максимально должны использоваться естественные природные условия. Как известно, воздействие воздуха (воздушные ванны за счет облегчения одежды, во время переодевания ребенка, утренней гимнастики, прогулки и т. п.) является более слабым раздражителем, чем вода (обливание, обтирание и т. п.), обладающая большей теплоемкостью. Поэтому воздушные ванны можно проводить длительно, тогда как водные процедуры только кратковременно.
Первым требованием при проведении закаливания детей в дошкольных учреждениях является обеспечение комфортных условий для жизнедеятельности организма. Это — прежде всего свежий воздух и рациональное сочетание температуры воздуха и одежды ребенка, способствующие поддержанию нормального теплового состояния.
Бактериальная и химическая чистота воздуха в помещении достигается постоянным односторонним и периодическим сквозным проветриванием, что создает возможность многократной смены воздуха за короткий срок. В холодный период года сквозное проветривание проводят кратковременно (5—7 минут) в отсутствии детей. Перепад температуры может достигать 4—5°, и она может опускаться до -(-14—16 °С.
При нахождении детей в группе температура воздуха должна соответствовать гигиеническим нормативам, приведенным в табл. 1.
Таблица 1
Оптимальные величины температуры воздуха в групповых помещениях
Возраст детей |
Суровый климат |
Умеренный климат |
Жаркий климат |
До 3 лет |
+23 °С±1° |
+ 22 °С+1° |
+21 °С±1° |
3—4 года |
+22 °С±1° |
+21 °С±1° |
+20 °С±1° |
5—7 лет |
+21 °С±1° |
+ 20 °С+1° |
+ 19 °С±1° |
При таких температурах на детях должна быть двухслойная одежда (майка, рубашка или платье) и гольфы (носки).
В реальной жизни температура воздуха не всегда соответствует нормативам, а бывает как выше, так и ниже нормы. При этом комфортное тепловое состояние должно поддерживаться с помощью или облегчения, или, наоборот, дополнительного утепления одежды (табл. 2).
Таблица 2
Одежда детей в групповых помещениях
Температура помещения Одежда |
+ 23 °С и выше Тонкое хлопчатобумажное белье, легкое хлопчатобумажное платье (рубащка) с короткими рукавами, носки, босоножки. + 21—22 °С Хлопчатобумажное белье, хлопчатобумажное или полушерстяное платье (рубашка) с длинным рукавом, колготы для детей 3—4 лет, гольфы, туфли для детей 5—7 лет. + 18—20 °С Хлопчатобумажное белье, плотное хлопчатобумажное или полушерстяное платье (рубашка) с длинным рукавом, колготы для детей 3—4 лет, гольфы, туфли для детей 5—7 лет. + 16—17 °С Хлопчатобумажное белье, трикотажная кофта, трикотажное или шерстяное платье (рубашка) с длинным рукавом, колготы, туфли (теплые тапочки). |
При указанных температурах воздуха проводится постоянное (в отсутствии детей) одностороннее проветривание помещений за счет открытых одной или двух фрамуг (в зависимости от погодных условий). Для контроля температурного режима термометр помещают на уровне роста ребенка на внутренней стене помещения.
Оздоравливающее действие свежего воздуха необходимо использовать при организации дневного сна, когда ребенку обеспечивается состояние теплового комфорта путем подбора одежды, соответствующей температуре воздуха в различных помещениях. В групповых помещениях или спальнях при температуре + 15—16 °С дети должны спать в байковых рубашках с длинным рукавом или пижамах, под теплым одеялом. На отапливаемой веранде при температуре +5—6 °С следует использовать спальные мешки, байковые пижамы, косынки, носки. На неотапливаемых верандах при температуре —10—15° С необходимы спальные мешки плюс теплое одеяло.
В теплое время года дети могут спать в легком белье с коротким рукавом, а в жаркие дни — в одних трусиках. После укладывания детей спать на 5—7 минут открываются фрамуги
или окна для сквозного проветривания. В течение остального времени сна для поддержания оптимальной температуры воздуха фрамуги или окна остаются открытыми с одной стороны; при прохладной погоде их закрывают за 20—30 минут до подъема детей.
Сразу после дневного сна в помещении спальни с детьми, одетыми в трусики и майки (или только в трусики), босиком, проводится комплекс физических упражнений, включающий дыхательные упражнения, а также движения, формирующие осанку и свод стопы. Ослабленные дети, перенесшие заболевания, должны при температуре воздуха ниже 18 °С быть одеты теплее (рубашка, гольфы).
Закаливание ребенка на открытом воздухе проводится во время утренней гимнастики, прогулок, физкультурных занятий.
Прогулка при правильной ее организации (достаточной двигательной активности детей) является одним из важных моментов закаливания. При этом необходимо правильно одеть и обуть ребенка: во-первых, соответственно погоде и сезону; во-вторых, чтобы обеспечить ему свободу движений, т. е. одежда должна быть относительно легкой и удобной (табл. 3).
Таблица 3
Рекомендуемая одежда во время прогулки детей при разной температуре воздуха
Температура |
Одежда |
от +6 °С до -2 °С
—3—8 °С
—9—15 °С
|
Белье, платье (рубашка), трикотажная кофта, колготы, рейтузы или комбинезон на тонком утеплителе, куртка или демисезонное пальто (зимнее пальто без трикотажной кофты), легкие сапожки с носками или утепленные сапоги без носок Белье, платье (рубашка), трикотажная кофта, колготы, рейтузы, зимнее пальто или утепленный комбинезон, утепленные сапоги, носки. Белье, платье (рубашка), трикотажная кофта (свитер) колготы, рейтузы (2 пары), зимнее пальто, утепленные сапоги с шерстяными носками. |
Дети до 4 лет выходят на обычную прогулку зимой в безветренную погоду при температуре воздуха до —15 °С, ' а 5—7 лет — до —20 °С. При более низких температурах и сильном ветре время прогулки сокращается.
Хорошим средством закаливания, а также формирования свода стопы является хождение босиком. В летнее время детей надо приучать ходить босиком
по хорошо очищенному грунту (трава, гравий, песок). Начинать хождение нужно в жаркие солнечные дни, постепенно увеличивая время с 2 до 10— 12 минут. Детей следует приучать ходить босиком в помещении, что может продолжаться и в другие сезоны года. Перед дневным сном ребенок идет до своей кровати по дорожке босиком. Можно рекомендовать проведение утренней зарядки и физкультурных занятий в зале (с паркетным, пластиковым полом или полом, покрытым ковром) сначала в носках, а потом босиком.
Наибольший оздоровительный эффект достигается при проведении физических упражнений на открытом воздухе в течение всего года. Вообще вся жизнь детей должна быть максимально вынесена на открытый воздух. Одежда при этом постепенно облегчается (в жаркое время дети остаются только в трусиках).
В холодное время года при проведении физических упражнений и утренней гимнастики на открытом воздухе важно обеспечить правильный подбор упражнений и рациональную одежду детей (табл. 4). Время пребывания на воздухе следует увеличивать постепенно.
Таблица 4
Одежда и обувь для проведения физических упражнений на открытом воздухе в течение года
Темпераура |
Одежда |
Обувь |
+ 20 °С и выше |
Трусы, майка, носки. |
Спортивные тапочки. |
+ 15—19 °С |
Трусы, майка, носки, тонкий трикотажный спортивный костюм. |
Кеды. |
+ 10—14 °С |
Трусы, майка, носки, тонкий трикотажный спортивный костюм. |
Кеды. |
+ 3—9 °С |
Трусы, майка, шерстяные носки, тренировочный костюм с начесом, шерстяная шапка на подкладке. |
Кеды. |
от +2 до —5 °С |
Трусы, майка, колготы, шерстяные носки, футболка с длинным рукавом, тренировочный костюм с начесом, шерстяная шапка на подкладке. |
Кеды. |
—6—11 °С |
Трусы, майка, колготы, шерстяные носки, рубашка фланелевая с длинным рукавом, тренировочный костюм с начесом, шерстяная шапка на подкладке. |
Кеды. |
— 11 — 15 °С и ветер |
Трусы, майка, колготы, рейтузы, шерстяные носки, рубашка фланелевая с длинным рукавом, тренировочный костюм с начесом, шерстяная шапка на подкладке, варежки, ветровка. |
Кеды. |
После возвращения в помещение дети раздеваются до трусов, растираются сухим полотенцем и полностью переодеваются в сухую одежду. Важно, чтобы спортивная одежда детей хорошо просушивалась.
В ненастные, дождливые дни занятия проводятся в физкультурном зале при открытых окнах.
При закаливании дошкольников широко используется и вода: это утреннее умывание, растирания, мытье рук перед едой, мытье ног перед сном, игры с водой, под душем, плавание в бассейне и открытых водоемах. Температура воды при этом должна быть различной, в зависимости от цели ее использования (чисто гигиеническое или закаливающее мероприятие) и площади воздействия (общее или местное). При гигиеническом и общем воздействии вода должна быть относительно теплой, при местных закаливающих воздействиях — прохладной или даже холодной.
Хороший оздоравливающий эффект дает систематическое полоскание рта и горла кипяченой водой комнатной температуры. Клокочущая вода оказывает массирующее действие на слизистые оболочки полости рта, миндалин, задней стенки глотки. Вода вымывает остатки пищи и слизь (что препятствует размножению микробов), улучшает реакцию местной сосудистой сети.
В возрасте 3—4 лет ребенка можно научить полоскать рот, а в возрасте 4—5 лет — полоскать горло. Делать это нужно регулярно (на каждое полоскание используется примерно 1/3 стакана воды). Эта несложная процедура (дважды в сутки) предупреждает ангину и кариез зубов.
Учитывая недостаточную эффективность закаливания путем ежедневного обливания ног водой с постепенным понижением температуры от —|—30° до + 16 °С, что рекомендовалось до настоящего времени в методической литературе, нами был разработан и апробирован в ряде дошкольных учреждений новый метод: использование кратко-
временного интенсивного воздействия холодом при местных закаливающих мероприятиях. Под действием кратковременного сильного раздражителя (холодная вода из-под крана) физиологические изменения в организме протекают более благоприятно, чем при слабых и умеренных воздействиях. При этом отмечается стимулирующее воздействие на иммунную систему, улучшается функциональное состояние сердечнососудистой системы. Отмечается также усиление функции терморегуляции, что сопровождается более выраженным снижением температуры кожи под влиянием воздействия и энергичным, за более короткий срок, ее восстановлением.
Преимущество этого метода заключается в том, что он прост в выполнении, легко вписывается в режим дня и не требует много времени.
Проводится он следующим образом. Перед дневным сном дети босиком проходят по гигиеническим коврикам, затем в течение 5 секунд и более (в зависимости от желания ребенка) «топчутся» в тазу, в который наливается вода из-под крана, вновь проходят по дорожке из гигиенических ковриков, покрытых сухой простыней, и ложатся в постель. Дети, не желающие вставать в таз с водой или имеющие противопоказания, не делают этого. Однако воспитателю следует поощрять детей, желающих участвовать в данном виде закаливания.
Температура воды изменяется по сезонам года от +13 до +18 °С в теплое и +6 до +10 °С в холодное время года. С целью обеззараживания желательно в воду добавлять раствор марганцовокислого калия (розового цвета).
К использованию в режиме дня специальных закаливающих воздействий в виде применения сильного кратковременного холодового раздражителя нужно подходить дифференцированно, т. е. учитывать индивидуальные особенности ребенка, состояние его здоровья, эмоциональный настрой.
Так, не рекомендуется проводить эти закаливающие воздействия детям, страдающим хроническими заболеваниями почек, органов дыхания и носоглотки, обладающим повышенной чувствительностью к холоду.
Отмечена высокая эффективность применения этого метода в системе закаливания детей в дошкольных учреждениях, которая проявилась в снижении острых респираторных заболеваний у детей в 2 раза; в увеличении индекса здоровья, т. е. процента детей, не болевших в течение года, на 30 %; в снижении в 5—7 раз числа часто болеющих детей.
Специальные исследования и наблюдения показали, что закаливание детей будет эффективным только в том случае, если оно проводится постоянно, во все сезоны года, как в дошкольном учреждении, так и дома и представляет собой не одно закаливающее воздействие, а целый комплекс мероприятий в повседневной жизни.
Длительные перерывы в закаливании (более 2—3 недель) вновь повышают чувствительность организма к охлаждению. Поэтому в случае вынужденного перерыва и в адаптационный период привыкания к дошкольному учреждению закаливание нужно проводить осторожно.
Л. ВЕРЕМКОВИЧ, О. ИВАНОВА, И. ЛАШНЕВА,
Г. ТЕРЕНТЬЕВА, Г. ЮРКО,
НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей,
подростков и молодежи