Вас приветствует муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Литвиновский детский сад Яшкинского муниципального округа"!
Наш сайт, в первую очередь, адресован тем, кто заинтересован во всестороннем и гармоничном развитии своего ребенка, кто хочет поделиться своим опытом и рассказать о воспитании и обучении дошкольников, кто готов сотрудничать с квалифицированными педагогами.
Воспитание-дело трудное, и улучшение его условий-
одна из священных обязанностей каждого человека,
ибо нет ничего более важного, как образование
самого себя и своих близких.
Сократ
Происходящая в стране модернизация образования, особенности государственной политики в области дошкольного образования на современном этапе, принятие Министерством образования и науки РФ "Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования" обусловили необходимость важных изменений в определении содержания и способов организации педагогического процесса в детском саду. Программа "Детство", по которой мы работаем, тоже была пересмотрена авторским коллективом в соответствии с новыми требованиями.
Современный ребёнок-это житель 21 века, на которого оказывают влияние все признаки настоящего времени. Это нельзя не учитывать, организуя образовательный процесс детского сада.
Современный ребёнок-маленький гражданин, осознающий себя в слвременном пространстве страны, города, села. Он любит свою родину, свою семью, своих сверстников и друзей, желает сделать жизнь лучше, достойнее и красивее. Современный дошкольник ориентирован на познание человека и природы. Он неплохо ориентируется в себе, своём ближайшем окружении, своём настоящем и будущем. Он готов оценивать явления и события жизни с разных точек зрения: интереса, утилитарности, полезности, эстетичности, познания. Современные дети в большей степени ориентированы на будущее,чем их ровесники 80-х и 90-х годов 20 века. Это яркая отличительная черта маленьких граждан современности-они с уверенностью смотрят в будущее.
Внутренние резервы современного ребёнка раскрываются в разных видах предпочитаемой им деятельности: изобразительной, игровой, музыкальной, литературной. Но, в отличие от сверстников прошлых лет, он уверенно комбинирует их, объединяет между собой, потому что ему так комфортнее и все можно успеть. Современный ребёнок органично вплетает свои представления об этом мире в разные сферы жизнедеятельности. Он-носитель субкультуры, присущей только дошкольнику и отличающей его от детей другого возраста и взрослых.
Современному дошкольнику часто не хватает общения с мамой и папой, сверстниками, он теряется в мире объёмной информации, ему хочется больше разговаривать и совместно действовать. Группа детского сада - как раз то место, где он реализует принципиальные для него потребности. Поэтому детский сад-это вторая семья ребёнка, в которой ему благополучно и интересно живётся. Современные дети с удовольствием идут в детский сад, любят его!
Жизнь ребёнка 21 века очень сильно изменилась и тесно связана с возможностями родителей. Он быстрее, чем взрослый, успевает освоить мобильный телефон и компьютер, телевизор и магнитофон. Он слушает и смотрит с родителями одни и те же песни и телепередачи; ходит вместе с семьёй в кафе и ресторан, выезжает за границу на отдых, путешествует; ориентируется в марках автомобилей, в рекламе. Он многим интересуется и о многом рассуждает.
В то же время ребёнок по-прежнему ориентирован на самоценные, детские виды деятельности. Он любит играть, сочинять, фантазировать, радоваться и рассуждать. В детской деятельности современного ребёнка можно увидеть и стремление к интеграции, то есть объединению разных видов деятельности в один процесс. В новых видах деятельности, таких как экспериментирование, создание микро- и макропроектов, коллекционирование, импровизация, современных детей привлекает сам процесс, возможность проявления самостоятельности и свободы, реализации замыслов, возможность выбирать и менять что-то самому.
Все эти новые черты современного дошкольного детства необходимо учитывать в содержании педагогического процесса в детском саду.
Изменения касаются и педагога детского сада, его профессиональной деятельности. Современный воспитатель-это профессионал, умеющий решать следующие проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности.
1.Видеть ребёнка в образовательном процессе ДОУ- мониторинговые задачи, решение которых позволяет педагогу:
-знать индивидуальные особенности и возможности ребёнка;
-учитывать их в образовательном процессе ДОУ;
-отслеживать характер изменений, происходящих с ребёнком в ходе образовательного процесса детского сада, характер его продвижения в развитии;
-определять эффективность влияния реализуемых педагогических условий.
2.Строить образовательный процесс, ориентированный на достижение целей дошкольного образования-задачи педагогического проектирования образовательного процесса, содействующего целостному развитию здорового ребёнка-дошкольника, и его организации.
3.Устанавливать взаимодействие с другими субъектами образовательного процесса, партнёрами ДОУ-задачи взаимодействия с профессионально-педагогическим и культурным сообществами.
4.Создавать и использовать в педагогических целях образовательную среду (пространство ДОУ)-задачи проектирования и организации развивающей образовательной среды детского сада как одного из эффективнейших условий, инициирующих процессы развития и воспитания ребёнка.
5.Проектировать и осуществлять профессиональное самообразование-задачи развития субъектной позиции, обогащения профессиональной компетентности.
Современный педагог дошкольного образования стремится проектировать и реализовывать педагогический процесс на основе диалогичности и гуманности, усиливая внимание к интересам ребёнка, развитию его способностей, ориентируясь на максимальный учёт возрастных возможностей и индивидуальных особенностей, неповторимости, уникальности каждого ребёнка.
Изменились и современные родители. Социальный статус семьи, родительские запрсы сегодня существенно разнятся. Часто родители испытывают трудности во взаимодействии с ребёнком и его воспитании. Современные родители понимают важность и необходимость взаимодействия с ребёнком, но недостаток времени не позволяет реализовать его в полной мере. К сожалению, проблему развития ребёнка, подготовки его к школе родители возлагают в большей степени на детский сад. Но, признавая авторитет дошкольного образовательного учреждения, родители не проявляют достаточной активности к сотрудничеству с педагогами по развитию и воспитанию дошкольника. Родители хотят быть примером, авторитетом для своих детей, но часто не знают, как быть интересными для них, как выстраивать партнёрские отношения. Современные родители любят своего ребёнка, весьма заинтересованы в хороших результатах его образования, стремятся к познанию ребёнка и общению с ним. Вместе с тем проявляются неуверенность в реализации родительской функции. Наблюдаются неоправданно завышенные требования современных родителей к образованности детей (иностранные языки, музыка, спортивные секции и пр.), без учёта реальных возможностей дошкольников. Все эти обстоятельства важно учитывать в содержании дошкольного образования и методах взаимодействия с родителями современных детей.
Перечисленные причины обусловили необходимость обновления программы "Детство". Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для дошкольников и направлена на формирование общей культуры,развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей.
В основной части представлено содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей "Физическая культура", "Здоровье", "Безопасность", "Социализация", "Труд", "Познание", ""Коммуникация", "Чтение художественной литературы", "Художественное творчество", "Музыка", которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям- физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.
В дополнительной части представлены программы, которые расширяют и углубляют основное образовательное содержание и позволяют удовлетворить разнообразные образовательные потребности современной семьи и избирательные интересы дошкольников, реализовать развивающий потенциал регионального компонента.
Программа "Детство" соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребёнка, а также сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости.
Дошкольный возраст-яркая,неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья. Дошкольное детство - время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребёнка. Поэтому программа "Детство" создана авторами как программа обогащённого развития детей дошкольного возраста, обеспечивающая единый процесс социализации- индивидуализации личности через осознание ребёнком своих потребностей, возможностей и способностей.
Программа "Детство" соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности. Она обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста. В ней делается акцент на приобщение детей к добру, красоте, ненасилию, ибо важно, чтобы дошкольный возраст стал временем, когда у ребёнка пробуждается чувство своей сопричастности к миру, желание совершать добрые поступки, участвовать в охране окружающей среды.
Программа "Детство" строится с учётом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями самих образовательных областей.
Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребёнка, не в форсировании сроков и темпов перевода его на "рельсы" школьного возраста, а прежде всего в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей.Целостное развитие ребёнка в период до школы происходит в ходе посильных ему видов деятельности.
Содержательные связи между разными разделами программы позволяют педагогу интегрировать образовательное содержание при решении воспитательно-образовательных задач. Так,например, расширяя представления детей о природе, педагог воспитывает у них гуманное отношение к живому, побуждает к эстетическим переживаниям, связанным с природой, решает задачи развития речи, овладения соответствующими практическими и познавательными умениями, учит отражать впечатления о природе в разнообразной изобразительной и игровой деятельности, а знания о потребностях животных и растений становятся основой для овладения способами ухода за ними.
Интегративный подход даёт возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребёнка.
Реализация программы "Детство" в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. Обе стороны при этом направляют свои усилия на познание возможностей развития каждого ребёнка, создание благоприятных условий, что оказывает положительное влияние на состояние педагогического процесса.
Программа предусматривает организацию:
-образовательной деятельности, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения;
-образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов;
-в самостоятельной деятельности детей;
-в процессе взаимодействия с семьями детей по реализации программы.
В старшем дошкольном возрасте, в соответствии с важностью предшкольного периода, организованная образовательная деятельность предполагает проведение занятий с детьми, которые осуществляются как увлекательная игровая и проблемно-познавательная деятельность, направленная на решение актуальных, интересных детям задач.
Воспитатель наполняет повседневную жизнь детей интересными делами, играми, проблемами, идеями, включает каждого ребёнка в содержательную деятельность, способствует реализации детских интересов и жизненной активности. Организуя деятельность детей, воспитатель развивает у каждого ребёнка стремление к проявлению инициативы и самостоятельности, к поиску разумного и достойного выхода из различных жизненных ситуаций.
Обучение детей строится как увлекательная проблемно игровая деятельность, обеспечивающая субъектную позицию ребёнка и постоянный рост его самостоятельности и творчества. В большинстве своём развивающие, образовательные ситуации проводятся по подгруппам и имеют интегративный характер, помогая детям лучше ориентироваться в мире, привлекать для решения своих проблем сведения из разных образовательных областей.
В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально-практическим путём. Каждый дошкольник-маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребёнок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем больше она значима для ребёнка и отвечает его природе, тем успешнее идёт его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления. Вот почему наиболее близкие и естественные для ребёнка-дошкольника виды деятельности-игра, общение со взрослыми и сверстниками, экспериментирование, предметная, изобразительная, художественно-театральная деятельность, детский труд-занимают особое место. Именно в этих видах деятельности при условии освоения ребёнком позиции субъекта происходит интенсивное интеллектуальное, социальное, эмоционально-личностное развитие и совершается естественное вызревание таких перспективных новообразований, как стремление к новой социальной позиции, становление основ произвольности поведения, способности к соподчинению мотивов, широкой коммуникации, логическому мышлению, самоконтролю, творческому воображению, что составляет базу готовности детей к школе и успешного вхождения в новые условия систематического школьного обучения.