Вас приветствует муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Литвиновский детский сад Яшкинского муниципального округа"!


Наш сайт, в первую очередь, адресован тем, кто заинтересован во всестороннем и гармоничном развитии своего ребенка, кто хочет поделиться своим опытом и рассказать о воспитании и обучении дошкольников, кто готов сотрудничать с квалифицированными педагогами.

В своём уставе Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рассматривает понятие "здоровье" не только как биологическую, но и как социальную категорию. В преамбуле устава ВОЗ приведено следующее определение: "Здоровье-это состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, душевное и социальное благополучие".

Иными словами, невозможно понять и определить здоровье в отрыве от конкретной среды, в которой живёт человек (природа, домашняя обстановка, духовная атмосфера семейного социума, социальное окружение), от всех сфер и проявлений его жизнедеятельности (учёбы, труда, поведения, отдыха), от его назначения и целей, духовного развития. Здоровье, как функция успешной жизни, в наше время становится необходимым условием культурного развития человека.

По результатам статистических данных, физически зрелыми рождаются не более 14% детей, а уже к 6-7 годам, т.е. ко времени поступления в школу, лишь каждый пятый ребёнок может считаться абсолютно здоровым. Количество же здоровых детей за время пребывания в школе сокращается в 3-4 раза. Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации: это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические перегрузки, от которых сегодня страдают даже малыши. Однако, перечисляя факторы нездоровья подрастающего поколения, мы обычно забываем ещё об одном, весьма существенном: это неумение самих детей быть здоровыми, незнание элементарных законов здоровой жизни, несформированность основных навыков сбережения здоровья.

Исследуя состояние здоровья и социальное самочувствие детей всех возрастных категорий, мы наблюдаем тесную взаимосвязь и взаимозависимость этих параметров. Чем старше ребёнок, тем чаще отдельные недомогания психовегетативного и невропатического характера; тем больше хронических заболеваний; тем сильнее чувство неуверенности в себе, ощущение одиночества и психологического дискомфорта.

Складывается ситуация, когда имеет место конфликт личности и социальных норм, либо ситуация, когда нормы отсутствуют и личность лишена твёрдых ориентиров своего нравственного и правового поведения. Подобная внутренняя духовная дезорганизация зачастую является причиной суицидальных и криминальных проявлений, ассоциального поведения детей.

Этих проблем не решить одними лишь мерами по лечению и профилактике болезней. Точкой приложения усилий медиков, работников социальной сферы, педагогов, родителей должно стать здоровье подрастающего поколения и основанная на нём жизненная целостность организма (в триединстве физической, психологической и духовно-нравственной составляющих).

Необходимо выстроить систему целей для формирования мышления дошкольника относительно здоровья. Это возможно, если принять во внимание следующее: ребёнок может с удовольствием выполнять все предлагаемые игры, упражнения, вести беседы, но потом вскоре забыть всё,о чём говорилось, если он не уяснит для себя всей целесообразности выполняемой деятельности, если каждое движение не будет сопряжено со здоровьесберегающей миссией.

Формирование жизненных ценностей личности, как мы знаем, именуется воспитанием. Именно с того самого момента, когда у человека возникает первая потребность, которую надо удовлетворить адекватной её "пищей", начинает формироваться ЛИЧНОСТЬ. Данное утверждение можно представить в виде следующей схемы: личность=потребности +"пища"-----РАЗВИТИЕ, где:

-потребности-желание познания, стремление к переменам;

-"пища"-познание, деятельность по изменению;

-развитие-переход в новое качество.

Приведённая "технолгическая цепочка" многократного удовлетворения потребностей работает на протяжении всего жизненного цикла человека.

Актуализировать потребность в здоровьесбережении возможно, если оттолкнуться от познавательной потребности, присущей старшему дошкольнику. Мотивацией к изучению "собственной персоны" может послужить любая игровая ситуация, требующая от ребёнка оказания помощи предмету (объекту), который наиболее интересен, вызывает чувство особой симпатии, любви.

Впоследствии, работая с образами предметов (явлений), наделяя их человеческими качествами и свойствами (способность думать, чувствовать, иметь свои цели и желания), ребёнок "включается" в поле действия данного предмета (объекта), а если игровая ситуация потребует от него идентификации с образом, он с удовольствием и без особых усилий превращается в образы окружающего пространства. Так у ребёнка развивается способность к визуализации-созданию чётких и устойчивых образных представлений предметов (явлений). Развитый навык визуализации даёт ребёнку индивидуальное знание о мире, развивает понятийное мышление, а также позволяет достичь ощущения целостности концентрации внимания. Решая задачу с конкретным понятным образом, ребёнок самостоятельно действует, по образу находит выразительные средства и нужные для него движения, развивая тем самым способность владения своим телом, что очень важно в работе по здоровьесбережению.

В качестве примера приведу фрагмент одного из таких занятий, где мотивацией к изучению дыхательной системы послужила игровая сказочная ситуация, основанная на сказке Г.Х.Андерсена "Дюймовочка": дети искали Дюймовочку и параллельно  изучали и выполняли разнообразные дыхательные упражнения.

В одной из игр-путешествий ребята попадали в Воздушное Царство и искали Дюймовочку на лугу (игра "Быстрые превращения"). Нет, не видели Дюймовочку ни мотыльки, ни жуки, ни ветер. Может быть, весёлая пчёлка её заметила? (Дыхательная игра "Весёлая пчёлка"). Пчёлка тоже не видела Дюймовочку, но зато научила ребят дыхательным упражнениям, которые помогут им быть здоровыми и сильными и продолжить своё путешествие на воздушном шаре, который надо надуть совместными усилиями.

Основные компоненты деятельности по самосбережению здоровья (с учётом психофизиологического развития дошкольника):

-свобода движений, дыхания (рекреация);

-проявление эмоций (релаксация);

-творческое самовыражение ребёнка (катарсис);

-учёт индивидуальных и возрастных особенностей детей.

Эта работа требует осознания детьми понятия "любовь" в духовно-нравственном значении. Любовь является основой этики (в аспектах сострадания, способности прощать, терпимости, нежности, готовности жертвовать собой и т.д.) . Работая подобным образом с "собственной персоной", ребёнок ощущает внимание и любовь к себе, благодаря чему у него окончательно формируется система целеполагания.

Воспитательная работа с дошкольниками по здоровьесбережению является профилактическим видом деятельности.Профилактика в широком смысле слова представляет собой вид деятельности по предупреждению возможного неблагополучия в физическом, психическом и социальном развитии детей, по созданию условий, способствующих воспроизводству ресурса созидательной энергии, воспитанию ценностного отношения к своему здоровью, поведенческих норм, основ организации разумного образа жизни, адаптации к социокультурному окружению.

Специалистами ВОЗ были предложены следующие профилактические модели, которые можно использовать в воспитательной работе со старшими дошкольниками по здоровьесбережению:

-улучшение здоровья;

-альтернативная деятельность;

-обучение жизненным навыкам.

Модель улучшения здоровья предполагает овладение навыками саморегуляции физического состояния и самочувствия, способами владения собой, внутренний самоконтроль, способность воздействовать на свой организм, самообладание, умение восстанавливать свои душевные и физические силы, способность фиксировать изменения в себе, чувство самосохранения, умение поддерживать своё эмоциональное состояние. Действия на основе этой модели рассчитаны на длительный позитивный эффект.

Модель альтернативной деятельности предполагает, что детям может быть предложена специфическая позитивная деятельность (это могут быть как занятия разнообразными видами спорта, танцами, музыкой, художественная деятельность и др., так и занятия, знакомящие детей с различными оздоровительными техниками). Необходим индивидуальный подбор деятельности в соответствии со специфическими личностными потребностями ребёнка. Эта модель подразумевает преодоление разного рода препятствий и вызывает сильные положительные эмоции и чувства, способствует формированию позитивного отношения к жизни.

Модель обучения жизненным навыкам создаёт условия для перехода к самопомощи, происходит сознательный отказ от позиции "я не могу" к формированию оптимистической жизненной позиции "я смогу сам справляться со своими жизненными трудностями".

Жизненный опыт старшего дошкольника складывается под влиянием окружающих его условий и людей, а также собственной жизнедеятельности. Этот опыт имеет ярко выраженное этическое начало ( "что такое хорошо и что такое плохо..." и др.). Этика является стержнем духовного развития человека. Вокруг этого стержня растут, "прикрепляясь" к нему, знания, практические навыки по здоровьесбережению, способности и прочие качества, что образует суть нравственного развития ребёнка. Успех подобной работы зависит от того, насколько прочен и высок этот стержень.

Пути реализации технологии самосбережения здоровья и жизненного оптимизма:

-моделирование проблемных ситуаций, требующих проявления интеллектуальной и нравственной активности ребёнка;

-активная рекреационная нагрузка-подвижные игры, в которых необходимы согласованные действия, взаимопомощь, коллективные усилия;

-различные дыхательные упражнения для снятия психоэмоционального напряжения;

-самомассаж для активизации биологически активных точек;

-психофизиологические игры (игры-погружения, игры-перевоплощения, спонтанные танцы);

-релаксация для снятия эмоционального и физического напряжения, формирования этических установок;

-музыкотерапия;

-использование возможностей голосового аппарата для снятия напряжения и формирования инерции успешной деятельности;

-активизация самостоятельной деятельности (ролевые игры, беседы, драматизации);

-использование возможностей театра;

-коллективная творческая деятельность, созидающая единое групповое поле;

-выражение чувств художественно-эмоциональным языком: с помощью рисунков, ассоциаций , музыки и т.д.

Результаты применения технологии.

В этой связи интересны суждения детей о том, что такое здоровье. Дети дают разные ответы: "Здоровье-это радость", "Здоровье-это наш организм", "Здоровье-это наша сила", "Здоровье-это красота"  и пр. По мнению детей полученные знания о здоровье пригодятся в жизни.

Искусство сохранения и укрепления здоровья приходит, прежде всего, со знаниями и практическим опытом. В этом позитивном процессе главными определяющими являются не темпы, а качество, помноженное на любовь к своему делу. И чем раньше эта работа начнётся, тем больше шансов поднять на должный уровень защитные свойства детского организма и средства внутреннего нравственного самоконтроля ребёнка, что позволит решить задачи здоровьесбережения дошкольников, воспитания здоровой успешной личности. Использование воспитателями  в работе здоровьесберегающего подхода к любой детской деятельности  показали, что подобное воздействие благоприятно сказывается на психофизиологическом развитии детей, способствует поддержанию психосоматического благополучия, заметному снижению уровня заболеваемости, формированию сознательной установки детей на сохранение и укрепление своего здоровья, поддержанию оптимистического жизненного настроя.

© 2011 - 2024 МБДОУ "Литвиновский детский сад".   Все права на публикуемые материалы защищены.
Все данные размещены на сайте с письменного согласия работников ОУ, а также родителей (законных представителей).