Вас приветствует муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Литвиновский детский сад Яшкинского муниципального округа"!


Наш сайт, в первую очередь, адресован тем, кто заинтересован во всестороннем и гармоничном развитии своего ребенка, кто хочет поделиться своим опытом и рассказать о воспитании и обучении дошкольников, кто готов сотрудничать с квалифицированными педагогами.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной,чёткой,красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребёнка.

Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого-"искусство запоминания". Мнемотехника-это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание,сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится всё более актуальным. Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем-моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того,наличие зрительного плана-схемы делает рассказы (сказки) чёткими, связными и последовательными. Мнемотаблица-это схема,в которую заложена определённая информация. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса-рыжая, мышка-серая, ёлочка-зелёная.

Занятие состоит из нескольких этапов:

1 этап.Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.

2 этап.Осуществляется перекодирование информации,т.е. преобразование из символов в образы.

3 этап.После перекодирования осуществляется пересказ сказки с опорой на символы (образы), т.е.происходит отработка метода запоминания.

При этом пересказ сказки могут вести сами дети, прибегая к незначительной помощи взрослого, или пересказывать вместе с воспитателем (на более ранних этапах). Большая работа идёт с детьми по обучению чтению символов. Изображение главных героев сказки является опорным в таблице: через них идёт осознание, понимание самой сказки, содержания, которое "завязано" вокруг главных героев. В таблице схематически возможно изображение персонажей сказки, явлений природы,некоторых действий,то есть можно изобразить всё то, что воспитатель посчитает нужным отразить. Например, рассказывая детям сказку про Курочку Рябу, возможно изобразить курицу с помощью какого-то символа, действие "бил-бил" можно показать стрелками, а слёзы-маленькими точками.

Через сказку мы знакомим детей с сезонными явлениями природы. С этой целью используем обучающие мнемотаблицы "Осень", "Зима", "Весна". Ознакомление с характерными особенностями времён года идёт через составление сюжетной сказки. В работе с мнемотаблицами мы вводим цветовые буквенные обозначения времён года: осень-жёлтая или оранжевая буква "О"; зима-синяя или голубая буква "З"; весна-зелёная буква "В". При этом знакомим детей с условными обозначениями характерных для каждого времени года явлениями : дождь,снег,солнце и пр.. Использование условных обозначений признаков времён года позволяет детям составить мнемотаблицу об осени, весне, зиме и рассказ о них. Эта таблица-ключ к запоминанию и воспроизведению информации: буква "З" символизирует зиму и признаки, которые характерны для этого времени года. Таким образом, работа по ознакомлению детей с сезонными явлениями природы в младшей группе является подготовительным этапом при формировании у детей элементарного понятия "сезон как время года".

Занятия строятся на общеизвестных сюжетах, сказках. Причём дети сами являются исполнителями сюжета, активными его участниками. Дошкольники помогают зверям, птицам, попавшим в беду. "Превращаясь" в животных и птиц, дети развивают чувство эмпатии, которое помогает им лучше понять окружающий их мир .

Перед занятием идёт большая предварительная работа (педагога и детей):

-подготовка дополнительного познавательного материала, расширяющего кругозор детей;

-обсуждение с детьми проведённых перед занятием наблюдений явлений природы или произведений устного народного творчества;

-подготовка оборудования и раздаточного материала, прослушивание аудиокассеты;

-выбор педагогом приёмов, при помощи которых можно заинтересовать детей на занятии.

В ходе занятия мы помогаем детям вопросами: "А что ты знаешь об этом?" или "Кто ещё знает об этом что-нибудь интересное?" В занятия мы включаем различные подвижные игры, словесные игры, слушание музыки, чтение стихов, поговорок,народные приметы и т.д.. Основной частью занятия является составление описательных рассказов. В этом нам помогают мнемотаблицы  и схемы-модели, способствующие лучшему запоминанию изучаемого материала. Схемы-модели немного отличаются от мнемотаблиц, т.к. их должны зарисовывать сами дети. Рисунки (значки-символы) и их количество в схеме-моделе могут изменяться в зависимости от содержания рассказа.

Этапы работы со схемой-моделью:

-учить детей заменять ключевые слова в предложениях значками-символами; учить зарисовывать предметы и явления природы не только символами, но и буквами, а также простыми словами (мама,дом,еда) - если дети умеют читать и писать;

-самостоятельно, с помощью знаков-символов, заполнять схему-модель. Использовать схему=модель как план пересказа;

-закреплять изученный материал путём неоднократного повторения рассказа с опорой на составленную ранее схему-модель.

Описательные рассказы составляются детьми в начале занятия или в его конце. Для закрепления полученных знаний можно изготовить с детьми альбомы по пройденной теме с рассказами и рисунками детей. Самое удивительное, что дети способны придумать свои собственные схемы-модели и мнемотаблицы, пользуясь известными им символами кодирования информации.

Таким образом, с помощью схем-моделей и мнемотаблиц удалось достичь следующих результатов:

-у детей появилось желание пересказывать сказки-как на занятии, так и в повседневной жизни;

-расширился круг знаний об окружающем мире;

-активизировался словарный запас;

-дети преодолели робость,застенчивость, научились свободно держаться перед аудиторией.

Считаем, чем раньше мы будем учить детей рассказывать и пересказывать,используя метод мнемотехники и схемы-модели, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка и готовности его к школьному обучению

 

© 2011 - 2024 МБДОУ "Литвиновский детский сад".   Все права на публикуемые материалы защищены.
Все данные размещены на сайте с письменного согласия работников ОУ, а также родителей (законных представителей).