Вас приветствует муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Литвиновский детский сад Яшкинского муниципального округа"!


Наш сайт, в первую очередь, адресован тем, кто заинтересован во всестороннем и гармоничном развитии своего ребенка, кто хочет поделиться своим опытом и рассказать о воспитании и обучении дошкольников, кто готов сотрудничать с квалифицированными педагогами.

О программе развития и воспитания детей в детском саду "Детство"

Целостность педагогического процессав ДОУ обеспечивается реализацией той или иной программы. Программа "Детство", по которой работает наше ДОУ - это программа нового поколения, разработанная в 1995 году коллективом преподавателей кафедры дошкольной педагогики РГПУ им.А.И.Герцена.

Цель программы-обеспечение целостного развития личности ребёнка в период дошкольного детства: интеллектуального,физического,эмоционально-нравственного, волевого,социально-личностного.

Введение ребёнка в окружающий мир осуществляется путём его взаимодействия с различными сферами бытия и культуры. В программе представлены произведения устного народного творчества,народные игры,музыка и танцы, декоративно-прикладное искусство России.

Обучение на занятиях направлено на систематизацию, углубление и обобщение личного опыта ребёнка. Количество занятий и их продолжительность не регламентированы. Педагогу предоставляется право самостоятельно определять необходимость их проведения, содержание, способ организации и место в режиме дня.

Программа, ориентированная на социально-личностное развитие ребёнка, воспитание позитивного отношения к окружающему миру, включает новый важный раздел-"Отношение к самому себе".

Содержание программы разделено на четыре блока: "Познание", "Гуманное отношение", "Созидание", "Здоровый образ жизни".

Программа состоит из трёх частей в соответствии с тремя ступенями дошкольного возраста-младший (третий и четвёртый год жизни), средний (пятый год жизни) и старший дошкольный возраст (шестой и седьмой год жизни).

Программа рекомендована Министерством образования РФ.

Дошкольный возраст-яркая,неповторимая страница жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации,устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей,природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья. Дошкольное детство-время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребёнка. Поэтому программа "Детство" создавалась авторами как программа обогащённого развития детей дошкольного возраста, обеспечивающая единый процесс социализации-индивидуализации личности через осознание ребёнком своих потребностей, возможностей и способностей.

Программа имеет насыщенное образовательное содержание, соответствующее познавательным интересам современного ребёнка. Исходя из принципов гармоничности образования ,авторы предусмотрели для органического вхождения ребёнка в современный мир широкое взаимодействие дошкольников с различными сферами культуры:с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, экологией,математикой,игрой и трудом. Широкое образовательное содержание становится основой для любознательности,познавательных способностей,для удовлетворения индивидуальных склонностей и интересов.

Содержание программы реализует принцип этнокультурной соотнесённости дошкольного образования. Ребёнок с детства приобщается к истокам русской народной культуры своей страны. Одновременно программа предполагает воспитание уважения к другим народам.

Делается акцент на приобщение детей к добру,красоте,ненасилию, ибо важно,чтобы дошкольный возраст стал временем,когда у ребёнка пробуждается чувство своей сопричастности к миру,желание совершать добрые дела и поступки,участвовать в охране окружающей среды.

Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребёнка, не ф форсировании сроков и темпов перевода его на "рельсы" школьного возраста,а прежде всего в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей.

В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально-практическим путём. Каждый дошкольник-маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребёнок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребёнка и отвечает его природе, тем успешнее идёт его развитие,реализуются потенциальные возможности и первые творческие прявления. Вот почему наиболее близкие и естественные для ребёнка-дошкольника виды деятельности-игра,общение со взрослыми и сверстниками, экспериментирование,предметная,изобразительная,художественно-театральная деятельность,детский труд-занимают особое место в программе. Именно в этих видах деятельности при условии освоения ребёнком позиции субъекта происходит интенсивное интеллектуальное,эмоционально-личностное развитие и совершается естественное вызревание таких перспективных новообразований,как произвольность поведения, способность к логическому мышлению,самоконтролю, творческому воображению,что составляет важнейшую базу для начала систематического обучения в школе.

Процесс развития дошкольника осуществляется успешно при условии его активного взаимодействия с миром. Девиз программы "Детство": "Чувствовать-Познавать-Творить". Эти слова определяют три взаимосвязанных линии развития ребёнка,которые пронизывают все разделы программы, придавая ей целостность и единую направленность.

Линия чувств определяет в программе направление эмоционального развития дошкольника и обеспечивает эмоционально-комфортное состояние ребёнка в референтных для него группах общения со взрослыми и сверстниками, а также гармонию с предметным миром. Программа ставит задачу развития у детей на основе разного образовательного содержания эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию,готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках.

Задача развития эмоциональной отзывчивости и гуманности решается в программе через усвоение детьми идеи единства всего живого. Программа ориентирует воспитателя на ознакомление детей с доступными для их понимания эмоциональными переживаниями и проблемами людей, с их поступками, эмоциональными состояниями. Благодаря этому дети начинают понимать, какие действия и поступки приводят к одним и тем же переживаниям у всех людей независимо от возраста, пола. Так постепенно формируется понятие о гуманном и негуманном поведении,дети учатся замечать общность настроения природы и человека,сострадать человеку,животным,растениям.

Эмоциональная отзывчивость дошкольников активно развивается через приобщение к искусству,музыке,литературе,народной культуре. Единство эстетических чувств и нравственных переживаний создаёт основу для понимания ценности всего,что создано природой и человеком.

Линия познания основывается на характерном для дошкольника чувстве удивления и восхищения миром. Задача программы-способствовать развитию познавательной активности,любознательности,стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи.

Содержание предусматривает последовательный переход от представлений об объекте к выделению сущностных характеристик групп объектов, установлению связей и зависимостей между объектами и явлениями, формированию способов познания (сенсорный анализ,построение и использование наглядных модетей и пр.)

Итогом освоения линии познания становится способность ребёнка к самостоятельному решению доступных познавательных задач,умение осознанно использовать разные способы и приёмы познания,интерес к экспериментированию, готовность к логическому познанию.

В единстве с развитием познания и чувств осуществляется линия творчества. Задача программы-пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение,желание включаться в творческую деятельность.

Программа ориентирована на многообразие проявлений детского творчества в играх,ручном труде,конструировании,изобразительной и музыкальной деятельности,а также предполагает творчество детей в математической,природоведческой,речевой сфере.

Базой для реализации программы является осуществление задачи укрепления физического и психического здоровья ребёнка, формирования основ двигательной и гигиенической культуры.Предусмотрено валеологическое просвещение дошкольников: развитие представлений о здоровом образе жизни,о важности гигиенической и двигательной культуры,о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о нём,знания о правилах безопасного поведения и разумных действиях в непредвиденных ситуациях,способах оказания элементарной помощи и самопомощи. Эти сведения становятся важным компонентом личностной культуры и социальной защищённости дошкольника.

Всё содержание программы "Детство" центрировано на ребёнке, создании ему эмоционально-комфортного состояния и благоприятных условий для развития индивидуальности,позитивных личностных качеств. В программе специально выделен раздел "Отношение ребёнка к самому себе". В нём представлено содержание,обеспечивающее рост самосознания ребёнка,расширение его представлений о себе (особенностях физического облика,здоровья,чертах характера и пр.), о своей семье и родственных отношениях, а также постепенное осознание своих возможностей,достижений,жизненных планов,социальных связей с окружающими людьми. Создание ребёнку эмоционально-комфортного состояния задано оптимальной интенсивностью двигательных,физических и психических нагрузок.

Программа "Детство" является комплексной образовательной программой.

Современный детский сад-это место,где ребёнок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Поэтому реализация программы "Детство" требует целесообразной организации развивающей материальной среды. Педагогическая среда создаётся с учётом возрастных возможностей детей, зарождающихся половых склонностей и интересов и конструируется таким образом,чтобы ребёнок в течение дня мог найти для себя увлекательное дело,занятие. Подбор дидактических материалов,игр,пособий,детской литературы учитывает особенности разноуровневого развития детей и помогает осуществить необходимую коррекцию для позитивного продвижения каждого ребёнка.

Идеальный детский сад-это тёплый дом,где царит семейная обстановка,где дети играют,слушают сказки,участвуют в занятиях,труде,общении. При построении педагогического процесса основное образовательное содержание программы "Детство" педагоги осуществляют в повседневной жизни,в совместной с детьми деятельности,путём интеграции естественных для дошкольника видов деятельности,главным из которых является игра.

Воспитатель наполняет повседневную жизнь детей интересными деламию,проблемами,идеями,включает каждого ребёнка в содержательную деятельность,способствует реализации детских интересов и жизненной активности. Организуя деятельность детей,воспитатель развивает у каждого ребёнка стремление к проявлению инициативы и самостоятельности,к поиску разумного и достойного выхода из различных жизненных ситуаций.

Обучение детей строится как увлекательная проблемно-игровая деятельность,обеспечивающая субъектную позицию ребёнка и постоянный рост его самостоятельности и творчества.Построение педагогического процесса предполагает преимущественное использование наглядно-практических методов и способов организации деятельности:наблюдений,экскурсий,элементарных опытов и экспериментирования,игровых проблемных ситуаций и пр.

Содержательные связи между разными разделами программы позволяют педагогу интегрировать образовательное содержание при решении воспитательно-образовательных задач. Так,например,расширяя представления детей о природе,педагог воспитывает у них гуманное отношение к живому,побуждает к эстетическим переживаниям,связанным с природой,решает задачи развития речи, овладения соответствующими практическими и познавательными умениями,учит отражать впечатления о природе в разнообразной изобразительной и игровой деятельности,а знания о потребностях животных и растений становятся основой для овладения способами ухода за ними. Именно это даёт возможность развивать в единстве познавательную,эмоциональную и практическую сферы личности ребёнка.

Реализация программы "Детство" в полной мере возможна при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. Обе стороны при этом направляют свои усилия на познание возможностей развития каждого ребёнка, создание благоприятных условий. Совместные мероприятия (дети, родители,педагоги), организация клубов общения способствуют установлению доверительных отношений с родителями, что оказывает положительное влияние на состояние педагогического процесса.

Данная программа помогает обогатить содержание работы с детьми дошкольного возраста, удовлетворить их потребности в познании,созидании и творчестве,найти дифференцированное содержание воспитания для каждого ребёнка в зависимости от его возможностей и уровня развития.

© 2011 - 2024 МБДОУ "Литвиновский детский сад".   Все права на публикуемые материалы защищены.
Все данные размещены на сайте с письменного согласия работников ОУ, а также родителей (законных представителей).