Вас приветствует муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Литвиновский детский сад Яшкинского муниципального округа"!
Наш сайт, в первую очередь, адресован тем, кто заинтересован во всестороннем и гармоничном развитии своего ребенка, кто хочет поделиться своим опытом и рассказать о воспитании и обучении дошкольников, кто готов сотрудничать с квалифицированными педагогами.
Курение в нашей стране получило такое широкое распространение, что перестало, к сожалению, восприниматься как проблема. Между тем это проблема не только взрослых, но и подрастающего поколения. Стремясь быть похожими на родителей, старших товарищей, дети попадают в зависимость от употребления табачных изделий. С каждым годом таких ребят становится все больше. Поэтому одной из задач образовательных учреждений является организация просветительской работы, направленной на профилактику детского курения.
31 мая проводится международная акция по борьбе с курением - Всемирный день без табака. Установлен Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) в 1998 г.
Проект
"Не курите, я хочу быть здоровым!"
Проблема пагубного влияния на подрастающее поколение неподобающего поведения и вредных привычек взрослых, в частности употребления алкоголя и табачных изделий, по-прежнему остается актуальной. Молодой человек или девушка с сигаретой в руке, бокалом шампанского или бутылкой пива становятся для детей символом уверенности, раскрепощенности, независимости и взрослости. Как следствие, постоянно, растет интенсивность употребления алкоголя и табака детьми, которые не осознают, насколько опасны для их здоровья эти вредные привычки.
Учитывая всю серьезность вопроса профилактики употребления табачных изделий среди детей, педагоги МДОУ «Литвиновский детский сад" разработали и реализовали совместно с воспитанниками старших групп проект "Не курите, я хочу быть здоровым!". Его целью стало формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения детей к употреблению табачной продукции.
Для достижения данной цели были определены следующие задачи:
■ формирование у детей представлений о здоровом образе жизни и вреде курения (посредством бесед, игр, использования наглядного материала);
■ разъяснение пагубного воздействия курения на здоровье организма;
■ пропаганда среди родителей здорового образа жизни путем отказа от курения;
■ обучение детей путем релаксации и дыхательных методик способам снятия стрессов;
■ формирование веры в собственные силы;
■ обучение воспитанников навыкам сопротивления (умению говорить "нет") и умению распознавать опасные ситуации (в т. ч. групповое давление) путем обыгрывания ситуаций и проведения бесед.
Для выполнения задач проекта был разработан план его реализации, состоящий из шести этапов (приложение 1).
На первом этапе с воспитанниками старших групп была проведена беседа о вредных привычках "Курение — это вред или польза?" (приложение 2), цель которой — формирование у детей представления о здоровом образе жизни и вреде курения. Во время беседы дошкольники называли разные вредные привычки, но курения среди них не было. На эту мысль детей пришлось натолкнуть, после чего беседа пошла довольно оживленно. Они наперебой рассказывали о курящих родителях, родственниках и делали предположение о вреде этой привычки на организм человека. Во время занятия педагоги и дошкольники рассмотрели макет внутренних органов человека. Особое внимание уделялось тем органам, которые в первую очередь страдают от табачного дыма. По картинкам дети определяли, как следует вести себя, чтобы избежать ситуации пассивного курения.
Второй этаппредусматривает создание копилки "Вред курения", материалы которой дают возможность показать детям зависимость состояния здоровья людей от наличия или отсутствия привычки курить, а также собрать советы и узнать способы борьбы с курением. На этом этапе работа велась по трем направлениям: анкетирование родителей, интервьюирование сотрудников ДОУ, сбор картинок с изображением курящих людей и рекламы табачных изделий.
Пассивное курение - вдыхание некурящими людьми дыма чужих сигарет и дыма, выдыхаемого курильщиками, вредно, как и обычное курение, т. к. вдыхается тот же состав дыма. Опасность исходит оттого, что удалиться от источника дыма бывает трудно или невозможно, особенно если находишься в замкнутом пространстве или помещении с плохой вентиляцией.
Когда родители заполнили розданные им детьми анкеты с вопросами о курении ,результаты оказались довольно любопытными. Выяснилось, что около 83% опрошенных родителей курят. Отрадно, что лишь 30% из них составляют мамы, а 53% — отцы. Причины курения различные. По привычке не расстаются с сигаретами 58% опрошенных. Большинство (80%) главной причиной курения называет стресс. 35% родителей считают курящих людей неуверенными в себе. Половина опрошенных (50 %) понимают, что курильщик наносит вред не только себе, но и своему окружению, в т. ч. детям, Лишь 12% курящих родителей (преимущественно мамы) считают, что курение плохо сказалось на их здоровье: преследует кашель, появилась одышка и неприятный запах изо рта. 54% заполнивших анкету (в основном отцы) утверждают, что курение не повлияло на их здоровье.
Интервьюирование о пользе или вреде курения среди сотрудников детского сада провел педагог совместно с дошкольниками .Детям выдали видеокамеру, таким образом все интервью фиксировались. Единственная трудность, с которой пришлось столкнуться, — не удалось найти курящего человека в детском саду. Все собеседники оказались некурящими.
Работники детского сада рассказывали про курящих родственников, советовали, что делать, если на улице детям вдруг предложат сигарету. Рекомендовали воспитанникам заниматься спортом, есть больше фруктов, полезных для растущего организма, а также призывать родителей отказаться от вредной привычки,
Определенная проблема возникла и со сбором картинок с изображением курящих людей и рекламы табачных изделий — ни у кого из детей дома не оказалось таких материалов. Выход нашли, воспользовавшись старыми журналами, в которых было достаточно подходящих для копилки тематических иллюстраций.
На третьем этапе составляли картотеку, обучали детей способам снятия стресса, избавления от негативных эмоций, релаксации, навыкам говорить "нет" вредным привычкам. Педагог вместе с воспитанниками собрал своеобразную копилку, в которую вошли картинки, анкеты, ответы на них работников детского сада, оформленные детьми в виде рисунков, коллажей. Весь материал был разбит на следующие разделы:
■ причины — "Почему люди курят?";
■ советы взрослых - "Что нужно делать, чтобы не курить?";
■ наглядная информация — "Курение вредит здоровью";
■ реклама табачных изделий;
■ ответы родителей о курении.
Таким образом, вся собранная информация была систематизирована и разложена по папкам.
Следующим мероприятием в ходе реализации проекта стало обыгрывание ряда случаев, когда старшие ребята предлагают им сигареты. При обсуждении ситуаций воспитанники активно рассматривали различные способы выхода из них: сломать сигарету и посоветовать курильщику поступить так же; пройти мимо курящих ребят, не обращая на них внимания; рассказать о вреде курения; выкинуть сигареты и угостить конфетами, Из всех сложных ситуаций дошкольники смогли найти правильный выход, а если у кого-то возникали трудности, другие приходили на помощь. Подобные упражнения не только развивают в детях умение не растеряться в сложной ситуации, но и помогают сплотить коллектив, вызывают доверие друг: к другу и повышают самооценку.
Четвертый этап — составление моделей "Вредная сигарета" и "Борьба с сигаретой". Для первой модели дети представили, как табачный дым влияет на здоровье людей, и в центре листа формата A3 нарисовали зажженную сигарету. Вокруг нее наклеили свои рисунки, доказывая тем самым, что табачный дым опасен для здоровья и детей, и взрослых. Для второй модели ребята предложили свои рисунки на тему, чем можно заниматься вместо курения. В центре листа они поместили изображение зачеркнутой сигареты, а вокруг нее наклеили свои рисунки.
Пятый этап — изготовление тематического продукта — включал в себя элементы тренинга. Сидя в кругу, дети делились своими знаниями и впечатлениями о вреде курения, рассматривали картотеку. В ходе тренинга было принято решение о создании собственной антирекламы, направленной против курения. Дети решили, что им по силам нарисовать плакаты, призывающие курящих бросить это занятие, а некурящих людей — не начинать курить. Таким образом, результатом проекта должен был стать готовый продукт (книги, плакаты, поделки и пр.).
На заключительном этапе состоялась презентация проекта, на которую пригласили воспитанников старших групп, воспитателей, медицинскую сестру ДОУ, педиатра детской поликлиники, родителей. Презентация проходила с использованием мультимедийных средств. Глядя на экран, ребята рассказывали об этапах проделанной ими работы. Это привлекло внимание всех к проблеме профилактики табакокурения, побудило родителей воспитанников дошкольного учреждения более внимательно относиться к собственному здоровью и здоровью детей.
План реализации проекта "Не курите, я хочу быть здоровым!"
Этап проекта
Содержание работы
Цели
Обсуждение с детьми темы проекта
Беседа "Курение — это вред или польза?"
Формировать у детей представление о здоровом образе жизни и вреде курения
Создание
КОПИЛКИ
"Вред курения"
Сбор информации (анкета) у роди-телей и сотрудников детского сада о курении и его причинах. Обсуждение с детьми полученных сведений
Показать детям зависимость состояния здоровья от наличия или отсутствия привычки курить
Сбор информации у родителей и сотрудников детского сада о способах борьбы с курением. Обсуждение полученных сведений
Ознакомить детей со способами борьбы с курением
Сбор картинок с изображением куря-щих людей и табачной продукции
Создать копилку "Вред курения"
Составление картотеки
Упорядочение собранного материала, Проведение мини-тренинга "Дышу и расслабляюсь, но не курю". Обыгрывание ситуации "Давай покурим"
Составить картотеку. Научить детей способам снятия стресса, избавления от гнева и агрессивности; навыкам противостоять и говорить "нет" вредным привычкам
Составление моделей
Модели "Вредная сигарета" и "Борьба с сигаретой"
Закрепить знания о вреде курения и способах борьбы и отказа от курения
Изготовление тематического
продукта
Антиреклама (рисунки детей). Плакат "Не курите, я хочу быть здоровым!"
Донести до сознания взрослых и детей, что курение вредит здоровью
Презентация
проекта
Представление проекта "Не курите, я хочу быть здоровым!"
Предоставить детям возможность рассказать о проекте
Приложение 2
Беседа "Курение - это вред или польза?"
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами будем беседовать о вредных привычках. Скажите мне, пожалуйста, какие вредные привычки вы знаете?
(Ответы детей.)
Воспитатель: А какие вредные привычки есть у многих взрослых? Я вам немного помогу и загадаю загадку. "Похожа на карандаш, только белого цвета. Кто с ней играет, тот здоровье потеряет".
Дети: Сигарета.
Воспитатель: Скажите, а что плохого и хорошего может быть в курении?
(Ответы детей.)
Воспитатель: Вы правы, сигареты и дым приносят только вред и никакой пользы. От табачного дыма jстрадает наше здоровье. А какой вред причиняют нам сигареты ? Какие органы нашего организма страдают от них в первую очередь?
Дети:От них страдают легкие.
(Воспитатель показывает на макете легкие человека.)
Воспитатель: Когда человек курит, то весь яд, который находится в сигаретах, оседает на его легких. У здорового человека лёгкие розового цвета, как на этом макете, а у курильщика — черные, как уголь. Скажите мне, пожалуйста, ребята, а если вы будете стоять рядом с курящим человеком, это как-то повлияет на ваше здоровье?
(Предположения детей.)
Воспитатель: Если мы будем находиться рядом с курильщиком, то нам придется тоже дышать этим ядовитым табачным дымом. В наших легких со временем тоже скопится много ядовитых веществ, и легкие почернеют. Из-за этого мы будем кашлять и болеть.
(Воспитатель вместе с ребятами рассматривает и обсуждает картинки, изображающие курящихлюдей. Он спрашивает у детей, где лучше находиться ребенку относительно курящего? Как лучше поступить в той или иной ситуации?)
Воспитатель: Итак, давайте подведем итог нашей беседы. Мы узнали, что курение очень вредит здоровью курящего и некурящего человека. От табачного дыма страдают легкие, сердце и организм в целом. Если стоишь рядом с курильщиком, то невольно тоже дышишь сигаретным дымом. С курением нужно бороться. Если вы согласны со мной, давайте похлопаем. Спасибо.
Приложение 3
Задания для детей "Пассивное курение: учусь делать выбор"
Задание 1
Воспитатель: Посмотрите на рисунок. На какие органы человека и как влияет табачный дым?
Дети:Табачный дым нарушает работу легких, сердца, раздражает глаза. После курения плохо
пахнет изо рта, от волос и одежды. От курения желтеют зубы и пальцы рук Воспитатель: Найдите на рисунке легкие, сердце, мозг.
Задание 2
Воспитатель: Посмотрите на рисунки 1, 2, изображающие детей рядом с курящим взрослым. Что бы вы сделали в каждой из этих ситуаций?
Задание 3
Воспитатель: Посмотрите внимательно на рисунок. Где бы вы сели, если бы оказались в одной комнате с этим человеком, и почему? Нарисуйте себя на выбранном месте.