Вас приветствует муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Литвиновский детский сад Яшкинского муниципального округа"!


Наш сайт, в первую очередь, адресован тем, кто заинтересован во всестороннем и гармоничном развитии своего ребенка, кто хочет поделиться своим опытом и рассказать о воспитании и обучении дошкольников, кто готов сотрудничать с квалифицированными педагогами.

Курение в нашей стране получило такое широкое распространение, что перестало, к сожалению, восприниматься как проблема. Между тем это проблема не только взрослых, но и подрастающего поколения. Стре­мясь быть похожими на родителей, старших товарищей, дети попадают в зависимость от употребления табачных изделий. С каждым годом таких ребят становится все больше. Поэтому одной из задач образовательных учреждений является организация просветительской работы, направлен­ной на профилактику детского курения.

31 мая проводится международная ак­ция по борьбе с курением - Всемирный день без табака. Установлен Всемир­ной организацией здравоохранения (ВОЗ) в 1998 г.

Проект

"Не курите, я хочу быть здоровым!"

Проблема пагубного влияния на подрастающее поколение неподобаю­щего поведения и вредных привычек взрослых, в частности употребле­ния алкоголя и табачных изделий, по-прежнему остается актуальной. Молодой человек или девушка с сигаретой в руке, бокалом шампанского или бутылкой пива стано­вятся для детей символом уверенности, раскрепощен­ности, независимости и взрослости. Как следствие, постоянно, растет интенсивность употребления алко­голя и табака детьми, которые не осознают, насколько опасны для их здоровья эти вредные привычки.

Учитывая всю серьезность вопроса профилактики употребления табачных изделий среди детей, педагоги МДОУ «Литвиновский детский сад"  разработали и реализовали совмест­но с воспитанниками старших групп проект "Не курите, я хочу быть здоровым!". Его целью стало формирование здоровых установок и на­выков ответственного поведения, снижаю­щих вероятность приобщения детей к упо­треблению табачной продукции.

Для достижения данной цели были определены следующие задачи:

■ формирование у детей представ­лений о здоровом образе жизни и вреде курения (посредством бе­сед, игр, использования нагляд­ного материала);

■ разъяснение пагубного воздей­ствия курения на здоровье орга­низма;

■ пропаганда среди родителей здо­рового образа жизни путем от­каза от курения;

■ обучение детей путем релакса­ции и дыхательных методик спо­собам снятия стрессов;

■ формирование веры в собствен­ные силы;

■ обучение воспитанников навы­кам сопротивления (умению го­ворить "нет") и умению распо­знавать опасные ситуации (в т. ч. групповое давление) путем обы­грывания ситуаций и проведения бесед.

Для выполнения задач проекта был разработан план его реализации, состоя­щий из шести этапов (приложение 1).

На первом этапе с воспитанниками старших групп была проведена беседа о вредных привычках "Курение — это вред или польза?" (приложе­ние 2), цель которой — формирование у детей представления о здоро­вом образе жизни и вреде курения. Во время беседы дошкольники называли разные вредные привычки, но курения среди них не было. На эту мысль детей пришлось натолкнуть, после чего беседа пошла довольно оживленно. Они наперебой рассказывали о курящих родителях, родственниках и делали предпо­ложение о вреде этой привычки на организм человека. Во время занятия педагоги и дошкольники рас­смотрели макет внутренних органов человека. Особое внимание уделялось тем органам, которые в первую очередь страдают от табачного дыма. По картинкам дети определяли, как следует вести себя, чтобы избежать ситуации пассивного курения.

Второй этаппредусматривает создание копилки "Вред курения", материалы которой дают возможность показать детям зависимость состояния здоровья людей от наличия или отсутствия привычки курить, а также собрать советы и узнать способы борьбы с курением. На этом этапе работа велась по трем направлениям: анкетирование родителей, интервьюирование сотрудников ДОУ, сбор картинок с изображением курящих людей и рекламы табачных изделий.

Пассивное курение - вдыхание неку­рящими людьми дыма чужих сигарет и дыма, выдыхаемого курильщиками, вредно, как и обычное курение, т. к. вдыхается тот же состав дыма. Опасность исходит оттого, что уда­литься от источника дыма бывает трудно или невозможно, особенно ес­ли находишься в замкнутом про­странстве или помещении с плохой вентиляцией.

Когда родители заполнили розданные им детьми анкеты с вопро­сами о курении ,результаты оказались довольно любо­пытными. Выяснилось, что около 83% опрошенных родителей курят. Отрадно, что лишь 30% из них составляют мамы, а 53% — отцы. При­чины курения различные. По привычке не расстаются с сигаретами 58% опрошенных. Большинство (80%) главной причиной курения называет стресс. 35% родителей считают курящих людей неуверенны­ми в себе. Половина опрошенных (50 %) понимают, что курильщик наносит вред не только себе, но и своему окружению, в т. ч. детям, Лишь 12% курящих родителей (преимущественно мамы) считают, что курение плохо сказалось на их здоровье: преследует кашель, появилась одышка и неприятный запах изо рта. 54% заполнивших анкету (в основном отцы) утверждают, что курение не повлияло на их здоровье.

Интервьюирование о пользе или вреде курения среди сотрудников детского сада провел педагог совместно с дошкольниками .Детям выдали  видеокамеру, таким образом все интервью фиксировались. Единственная трудность, с которой пришлось столкнуться, — не удалось найти курящего челове­ка в детском саду. Все собеседники оказались некурящими.

Работники детского сада рассказывали про курящих родственни­ков, советовали, что делать, если на улице детям вдруг предложат си­гарету. Рекомендовали воспитанникам заниматься спортом, есть боль­ше фруктов, полезных для растущего организма, а также призывать родителей отказаться от вредной привычки,

Определенная проблема возникла и со сбором картинок с изо­бражением курящих людей и рекламы табачных изделий — ни у кого из детей дома не оказалось таких материалов. Выход нашли, восполь­зовавшись старыми журналами, в которых было достаточно подходя­щих для копилки тематических иллюстраций.

На третьем этапе составляли картотеку, обучали детей способам снятия стресса, избавления от негативных эмоций, релаксации, навы­кам говорить "нет" вредным привычкам. Педагог вместе с воспитанниками собрал своеобразную копилку, в которую вошли картинки, анкеты, ответы на них работников детского сада, оформ­ленные детьми в виде рисунков, коллажей. Весь материал был разбит на следующие разделы:

■ причины — "Почему люди курят?";

■ советы взрослых - "Что нужно делать, чтобы не курить?";

■ наглядная информация — "Курение вредит здоровью";

■ реклама табачных изделий;

■ ответы родителей о курении.

Таким образом, вся собранная информация была систематизиро­вана и разложена по папкам.

Следующим мероприятием в ходе реализации проекта стало обыгрывание ряда случаев, когда старшие ребята пред­лагают им сигареты. При обсуждении ситуаций воспитанники активно рассма­тривали различные способы выхода из них: сломать сигарету и посоветовать ку­рильщику поступить так же; пройти мимо курящих ребят, не обращая на них вни­мания; рассказать о вреде курения; вы­кинуть сигареты и угостить конфетами, Из всех сложных ситуаций до­школьники смогли найти правильный выход, а если у кого-то возникали труд­ности, другие  приходили на помощь. Подобные упражнения не только развивают в детях умение не растеряться в сложной ситуации, но и помогают спло­тить коллектив, вызывают доверие друг: к другу и повышают самооценку.

Четвертый этап — составление мо­делей "Вредная сигарета" и "Борьба с си­гаретой". Для первой модели дети пред­ставили, как табачный дым влияет на здо­ровье людей, и в центре листа формата A3 нарисовали зажженную сигарету. Вокруг нее наклеили свои рисунки, доказывая тем самым, что табачный дым опасен для здоровья и детей, и взрослых. Для второй модели ребята предложили свои рисунки на тему, чем можно заниматься вместо курения. В центре листа они поместили изображение зачеркнутой сигареты, а во­круг нее наклеили свои рисунки.

Пятый этап — изготовление темати­ческого продукта — включал в себя эле­менты тренинга. Сидя в кругу, дети дели­лись своими знаниями и впечатлениями о вреде курения, рассматривали картоте­ку. В ходе тренинга было принято реше­ние о создании собственной антирекла­мы, направленной против курения. Дети решили, что им по силам нарисовать пла­каты, призывающие курящих бросить это занятие, а некурящих людей — не на­чинать курить. Таким образом, результа­том проекта должен был стать готовый продукт (книги, плакаты, поделки и пр.).

На заключительном этапе состоя­лась презентация проекта, на которую пригласили воспитанников старших групп, воспитателей, медицинскую сестру ДОУ, педиатра детской поликлиники, ро­дителей. Презентация проходила с использо­ванием мультимедийных средств. Глядя на экран, ребята рассказывали об этапах проделанной ими работы.  Это привлекло внима­ние всех к пробле­ме профилактики табакокурения, побудило  родителей воспитанников дошкольного учреждения более внимательно отно­ситься к собственному здоровью и здоровью детей.

План реализации проекта "Не курите, я хочу быть здоровым!"

Этап проекта

Содержание работы

Цели

Обсуждение с детьми темы проекта

Беседа "Курение — это вред или польза?"

Формировать у детей представление о здоровом образе жизни и вреде курения

Создание

КОПИЛКИ

"Вред курения"

Сбор информации (анкета) у роди-телей и со­трудников детского сада о курении и его при­чинах. Обсуждение с детьми полученных све­дений

Показать детям зависимость состояния здоровья от наличия или отсутствия привычки курить

Сбор информации у родителей и сотрудников детского сада о способах борьбы с курением. Обсуждение полученных сведений

Ознакомить детей со способами борь­бы с курением

Сбор картинок с изображением куря-щих лю­дей и табачной продукции

Создать копилку "Вред курения"

Составление картотеки

Упорядочение собранного материала, Проведение мини-тренинга "Дышу и рассла­бляюсь, но не курю". Обыгрывание ситуации "Давай покурим"

Составить картотеку. Научить детей способам снятия стрес­са, избавления от гнева и агрессивно­сти; навыкам противостоять и говорить "нет" вредным привычкам

Составление моделей

Модели "Вредная сигарета" и "Борьба с сига­ретой"

Закрепить знания о вреде курения и способах борьбы и отказа от курения

Изготовление тематического

продукта

Антиреклама (рисунки детей). Плакат "Не курите, я хочу быть здоровым!"

Донести до сознания взрослых и детей, что курение вредит здоровью

Презентация

проекта

Представление проекта "Не курите, я хочу быть здоровым!"

Предоставить детям возможность рас­сказать о проекте

 

Приложение 2

Беседа "Курение - это вред или польза?"

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами будем беседовать о вредных привычках. Скажите мне, пожа­луйста, какие вредные привычки вы знаете?

(Ответы детей.)

Воспитатель: А какие вредные привычки есть у многих взрослых? Я вам немного помогу и загадаю загадку. "Похожа на карандаш, только белого цвета. Кто с ней играет, тот здоровье по­теряет".

Дети: Сигарета.

Воспитатель: Скажите, а что плохого и хорошего может быть в курении?

(Ответы детей.)

Воспитатель: Вы правы, сигареты и дым приносят только вред и никакой пользы. От табачного дыма jстрадает наше здоровье. А какой вред причиняют нам сигареты ? Какие органы нашего организма страдают от них в первую очередь?

Дети:От них страдают легкие.

(Воспитатель показывает на макете легкие человека.)

Воспитатель: Когда человек курит, то весь яд, который находится в сигаретах, оседает на его легких. У здорового человека лёгкие розового цвета, как на этом макете, а у курильщика — чер­ные, как уголь. Скажите мне, пожалуйста, ребята, а если вы будете стоять рядом с куря­щим человеком, это как-то повлияет на ваше здоровье?

(Предположения детей.)

Воспитатель: Если мы будем находиться рядом с курильщиком, то нам придется тоже дышать этим ядовитым табачным дымом. В наших легких со временем тоже скопится много ядовитых веществ, и легкие почернеют. Из-за этого мы будем кашлять и болеть.

(Воспитатель вместе с ребятами рассматривает и обсуждает картинки, изображающие курящихлюдей. Он спрашивает у детей, где лучше находиться ребенку относительно курящего? Как лучше поступить в той или иной ситуации?)

Воспитатель: Итак, давайте подведем итог нашей беседы. Мы узнали, что курение очень вредит здоро­вью курящего и некурящего человека. От табачного дыма страдают легкие, сердце и организм в целом. Если стоишь рядом с курильщиком, то невольно тоже дышишь сига­ретным дымом. С курением нужно бороться. Если вы согласны со мной, давайте похло­паем. Спасибо.

 

 Приложение 3

Задания для детей "Пассивное курение: учусь делать выбор"

Задание 1

Воспитатель: Посмотрите на рисунок. На какие органы человека и как влияет табачный дым?

Дети:Табачный дым нарушает работу легких, сердца, раздражает глаза. После курения плохо

пахнет изо рта, от волос и одежды. От курения желтеют зубы и пальцы рук Воспитатель: Найдите на рисунке легкие, сердце, мозг.

Задание 2

Воспитатель: Посмотрите на рисунки 1, 2, изображающие детей рядом с курящим взрослым. Что бы вы сделали в каждой из этих ситуаций?

 Задание 3

Воспитатель: Посмотрите внимательно на рисунок. Где бы вы сели, если бы оказались в одной комна­те с этим человеком, и почему? Нарисуйте себя на выбранном месте.

 

 

 

 

 


 

 

© 2011 - 2024 МБДОУ "Литвиновский детский сад".   Все права на публикуемые материалы защищены.
Все данные размещены на сайте с письменного согласия работников ОУ, а также родителей (законных представителей).