Вас приветствует муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Литвиновский детский сад Яшкинского муниципального округа"!


Наш сайт, в первую очередь, адресован тем, кто заинтересован во всестороннем и гармоничном развитии своего ребенка, кто хочет поделиться своим опытом и рассказать о воспитании и обучении дошкольников, кто готов сотрудничать с квалифицированными педагогами.

"Воспитание творца-потребность времени!" Эти слова стали девизом работы воспитателей. По данным психологов, творческие способности как следует развиты лишь у 2-3% современников. Поэтому-то сегодняшний человек в большей мере-исполнитель. Уже в 1988 году в основном документе "Программе воспитания в детском саду" были поставлены задачи воспитания творческих способностей детей. В конце 80-х годов мы впервые попробовали проводить занятия с дошкольниками,используя элементы ТРИЗ, методы активизации творчества и увидели  всплеск творческой, мыслительной активности детей. Применение элементов теории решения изобретательских задач в развитии дошкольников в корне изменяет стиль работы воспитателя, раскрепощает детей,учит их думать,искать решение проблемы.

Наши педагоги ставят своей целью воспитание ребёнка-дошкольника  - творчески  развитого, инициативного,раскрепощённого,с высоким уровнем развития познавательских способностей. Развитие их возможно только при одновременной активизации процессов мышления и воображения. Исходя из этого, в своей работе воспитатели ориентируются на следующие основные направления:

-развитие воображения;

-развитие мышления;

-формирование качеств творческой личности;

-формирование культуры общения,поведения,чувств.

Важно формировать у детей умение представлять себе то, что не существует в действительности, преобразовывать представления памяти, обеспечивающие в конечном счёте создание заведомо нового, отражать реальную действительность в новых непривычных сочетаниях и связях; учить детей смотреть на предметы с разных позиций,видеть новое в старом, знакомом,привычном.

Определяя задачи по развитию мышления, мы,в первую очередь,уделяем внимание формированию качеств мышления,которые развивают креативность, или "творческость",-способность порождать новые идеи, отклоняться от традиционных схем мышления,быстро решать проблемные ситуации. Это предполагает решение следующих задач:

1.Формирование независимости мышления,т.е.умения находить собственное решение,оригинальные ответы,открыто высказывать смелые идеи и гипотезы,защищая и аргументированно отстаивая собственное мнение.

2.Развитие целеустремлённости и настойчивости при поиске решения проблем,стремления доводить начатое дело до конца.

3.Формирование умения принимать критику без обид,а также способности находить недостатки в собственных суждениях и оценках,с позитивных позиций высказывать критику в адрес других людей с желанием помочь.

4.Развитие умения сочувствовать, сопереживать людям,животным,растениям,предметам,которые нас окружают.

5.Поощрение в ребёнке инициативности,независимости,изобретательности,уверенности в своих силах и способностях.

6.Развитие умения сохранять уверенность в своих способностях,несмотря на временные трудности и неудачи.

Путь становления творческой личности сложен,труден. На первом этапе важно разбудить мышление ребёнка,его познавательную активность,чтобы он научился сам искать знания. Ум,приученный с раннего детства к действиям по штампу,по готовому рецепту "типового решения", теряется там,где от него потребуется самостоятельное размышление и решение.

На первых занятиях часто приходилось наблюдать,как дети там,где необходимо мыслить,размышлять,высказывать самостоятельное суждение о предмете или явлении,а не только повторять чужие слова, теряют интерес к теме обсуждения,отвлекаются,начинают шалить,-особенно те, кто бывает активен на обычных занятиях в группе (дети с хорошей памятью,которые привыкли быстро находить ответ на любой вопрос,обращаясь к своей памяти). Часто слышишь ответы: "Не знаю", "Мне про это не рассказывали"... Другие,обычно молча сидевшие и ждавшие высказываний от активных товарищей,тоже предпочитают по привычке молчать. И вдруг (иногда этого момента приходится ждать мучительно долго)... как молния,как искорка, мелькнёт у кого-то самостоятельная мысль,вначале несмелая ("...может быть..."), робкая,неуверенная. И тут уж многое зависит от искусства педагога-не упустить этот момент,помочь ребёнку облечь мысль в слова,не дать потухнуть этой искорке.

От первой искорки самостоятельной мысли до потребности думать,мыслить,рассуждать придётся пройти немалый путь. Темп,скорость прохождения этого пути у каждого ребёнка разный. Необходимо набраться терпения,не ускорять,не подгонять,не спешить давать готовые решения,не "кормить" ребёнка пережёванной чужими зубами "духовной пищей". Прав был Одоевский , когда писал: "Не передавайте человеку знания,но старайтесь,чтобы он получил способность сам доходить до него".

Осуществляя взаимодействие с детьми с целью развития творческих способностей,важно придерживаться принципов гуманистической психологии,среди которых особенно существенны следующие:

-создание атмосферы, благоприятствующей появлению новых идей и мнений,атмосферы,которая может вдохновлять ребёнка,вселять уверенность в себе,поощрять интересы, развивать творческое начало;

-создание климата взаимного доверия,принятия других, психологической безопасности, безоценочности (следует помнить,что критическое высказывание в адрес детей подавляет их творческие способности);

-восхищение каждой идеей ребёнка, аналогичное восхищению первыми его шагами,что предполагает позитивное подкрепление всех идей и ответов детей, поощрение оригинальных идей, использование ошибки как возможности нового, неожиданного взгляда на что-то привычное, максимальную адаптацию ко всем высказываниям и действиям.

Всем известна истина "Принуждение-враг творчества". Творческое развитие возможно только при наличии у ребёнка положительной мотивации. Поэтому важным моментом в процессе организации развивающих занятий является создание у детей мотивации,которая основывается на базовых потребностях детей дошкольного возраста. Психологи отмечают, что у ребёнка очень рано зарождается потребность в осознании своей значимости,признании, самоутверждении, реализовать которую ребёнок может в игровой ситуации

Именно в игре реализуется потребность дошкольника действовать самостоятельно,активно,как взрослый. Игровой мотив позволяет сделать так, чтобы у детей выполнение заданий, решение проблемных ситуаций стало осмысленным и в то же время интересным, увлекательным. Иногда для решения проблем им необходимо превратиться в волшебников,художников и пр. Дети с удовольствием включаются в игровую ситуацию, когда требуется помощь их близкому другу. Ребёнок выступает в позиции помощника,защитника,а при решении умственных задач чувствует себя сообразительным,умным.

Значимой для дошкольников является и потребность общения со взрослым. Дети стараются получить одобрение,похвалу,положительную оценку со стороны взрослого. Процесс общения на занятиях должен сопровождаться только положительными эмоциями:радостью нового знания, радостью открытия,радостью творчества, удовлетворённостью похвалой. При этом отрицательные эмоции недопустимы: замечания, скука,зависть по поводу успехов другого. Отрицательные оценки закрепощают,поэтому используются только доброжелательность и поддержка.

От занятия к занятию потребность в общении со взрослыми в ребёнке претерпевает качественные изменения: основным мотивом общения всё чаще выступает стремление получить новую информацию,обсудить какое-либо явление или событие. Постепенно наиболее значимой для старших дошкольников становится познавательная потребность. Дети с увлечением "отправляются в путешествие " на Север,в Африку и пр. Ведущим мотивом этих занятий становится желание узнать что-то новое,интересное.

Наряду с познавательной в старшем возрасте проявляется и потребность в созидании. Её роль особенно велика в развитии творческого потенциала ребёнка. Педагогу следует всячески стимулировать у детей созидательные мотивы деятельности.

Организуя занятия,необходимо постоянно помнить,что знания и умения,усвоенные без желания и интереса,не окрашенные собственным положительным отношением,не становятся активным достоянием ребёнка. Эмоциональный настрой в течение всего занятия поддерживает и стимулирует познавательную активность детей,что,в свою очередь, способствует развитию творческого мышления.

Тесный контакт с родителями через родительские собрания, индивидуальные беседы,совместное проведение занятий,домашние задания расширят возможности развития дошкольников. Педагог подчёркивает положительные черты личности ребёнка, проявившиеся в ходе занятия, рассказывает о его достижениях,интересных идеях,выдвинутых во время коллективного обсуждения.

Обычно на основе достигнутой доверительности у родителей возникает потребность поделиться сведениями о творческих проявлениях ребёнка дома. Благодаря этому становится возможным переход к сотрудничеству в развитии творческих способностей ребёнка. Одной  из форм сотрудничества являются творческие домашние задания,которые чаще всего выполняются всей семьёй. Например,ребёнок получает задание сочинить дома сказку и продиктовать её взрослым. Соавторство детей и родителей приветствуется, это способствует созданию доверительной атмосферы в семье,-в такие моменты ребёнок,раскрепощаясь, открывается родителям с необычной стороны. Минуты сотворчества сближают детей и взрослых, приносят им удовлетворение от результатов совместной творческой деятельности. В процессе коллективного домашнего творчества изменяется и социальный статус ребёнка в семье: к его мнению прислушиваются, ценят, творческие проявления ребёнка вызывают уважение у членов семьи.

© 2011 - 2024 МБДОУ "Литвиновский детский сад".   Все права на публикуемые материалы защищены.
Все данные размещены на сайте с письменного согласия работников ОУ, а также родителей (законных представителей).