Вас приветствует муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Литвиновский детский сад Яшкинского муниципального округа"!
Наш сайт, в первую очередь, адресован тем, кто заинтересован во всестороннем и гармоничном развитии своего ребенка, кто хочет поделиться своим опытом и рассказать о воспитании и обучении дошкольников, кто готов сотрудничать с квалифицированными педагогами.
Исторически сложилось так, что проблемы этнокультурного (национального) воспитания и обучения детей поднимаются в нашей стране тогда, когда происходит реформирование систем государственной власти и настаёт время соответствующих изменений в сфере образования. Так повелось со времён Киевской Руси и сохранилось вплоть до наших дней. Однако сложность современной образовательной ситуации заключается в том, что мы постепенно перестаём ощущать ценность того, что живём на русской земле, говорим на русском языке и впитали в себя русскую культуру. Это губительно для нас и нашего Отечества. Поэтому хотелось бы уповать на то, что сбудутся слова великого русского философа П. Флоренского о том, что нигилизм, исчерпав себя, докажет своё ничтожество, вызовет ненависть к себе и тогда сердца и умы с новой силой обратятся к русской идее, к идее России, к святой Руси. В этом случае, как говорил Н.М.Карамзин, появятся ориентиры в бурном море жизни, которые помогут не потерять себя и своё национальное достоинство в мировом океане.
Сегодня всё более явственно обнаруживается возрождение национального духа, национальной культуры и традиций, духовных ценностей и социальных институтов, самосознания и самоуважения народа. Первым таким социальным институтом является семья, а потом уже – детский сад, который тесно сотрудничает с семьёй ребёнка. Формированию национальной идентичности, возникновению стабильной картины мира и нахождению каждым ребёнком своего места в нём как нельзя лучше способствует своевременное приобщение детей к народной культуры. При этом необходимо создать приоритетное направление изучения родной культуры в сочетании с воспитанием уважительного отношения к другим культурам. Своевременное приобщение детей к народной культуре исключит опасность ассимиляции, когда человек как бы поглощается другой культурой, постепенно усваивает её ценности, обычаи, язык, традиции и становится культурно неотличим от большинства. Установка педагога должна быть направлена на то, чтобы, выявляя самобытность каждого народа, использовать положительный потенциал его культуры для саморазвития и совершенствования личности ребёнка. Итак, я пришла к выводу, что для успешного решения вышеуказанной проблемы, необходимо следующее:
-создание системы работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры ;
-привлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс;
-создание условий для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми;
-установление сотрудничества с другими учреждениями.
Проанализировав уровни ознакомления старших дошкольников с историей и культурой русского народа мы пришли к выводу, что большинство детей имеют не достаточно высокий уровень. Исходя из вышесказанного нами были выбраны следующие приоритеты:
Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребёнка, воспитывающие к нём чувство красоты, любознательность, должны быть национальными.
Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, народные приметы, хороводы и т.д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о доброте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.
Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причём эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством.
Наше ДОУ работает по комплексной образовательной программе «Детство» В.И.Логиновой, которая предполагает этнокультурное воспитание детей в процессе художественно-эстетического развития и взаимодействия дошкольников с различными сферами культуры через рисование, музыку, детскую литературу, родной язык. В связи с этим большое внимание мы уделяем произведениям устного народного творчества, народной музыке и танцам, декоративно-прикладным искусствам народов России. Но этого недостаточно. Поэтому мы начали использовать в своей работе парциальную программу «Мой родной дом» (под редакцией Т.И.Оверчук), направленную на социализацию личности дошкольника, формирование любви к Родине – России на основе приобщения к национальной культуре. Мы начали работу по следующим направлениям:
- приобщение детей к основам национальной культуры, быта и развитие межличностных отношений;
- развитие потребности в активном, творческом преобразовании окружающего мира в соответствии с национальными традициями.
Но и этого было недостаточно. Тогда мы решили использовать парциальную программу «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (авторы О.Л. Князева, М.Д. Маханева), целью которой является формирование у детей дошкольного возраста «базиса культуры» на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры.
Данные парциальные программы были утверждены для использования педагогическим советом ДОУ. Была приобретена вся необходимая литература. Имея в своём распоряжении различные программы и пособия по приобщению детей к народной культуре, базу основных методов и приёмов, мы разработали собственные варианты, выбрали нужные средства обучения и воспитания, скорректировали, подстроили их в соответствии с возможностями своего дошкольного образовательного учреждения.
Планирование по результатам.
Мониторинг эффективности работы ДОУ по направлениям этнокультурного образования проводим в процессе обследования воспитанников, их родителей. Для этого была разработана специальная таблица, в которой мы отразили направления мониторинга. Целью мониторинга детей является выявление теоретических знаний и практических умений воспитанников ДОУ, касающихся:
- уровня сформированности знаний о предметах народного быта, народных праздниках и традициях, разных видах народно-прикладного творчества, умения осуществлять ориентировку в разных видах деятельности, связанных с отражением представлений о народной культуре;
- потребности использовать данные знания и умения на практике;
уровня сформированности умения самостоятельно моделировать свою деятельность, опираясь на теоретические знания и практические умения и навыки.
Таким образом, направленное изучение особенностей приобщения детей к народной культуре подтверждает, что без специальной работы соответствующие умения не формируются или отличаются поверхностью. Это доказывает необходимость разработки методики по формированию социально-культурной и художественной компетенции детей в области народной культуры и включая её в целостный процесс воспитания и обучения детей.
Мониторинг среди родителей проводим с помощью анкет в начале и конце учебного года. Родители заполняют анкету в присутствии воспитателя и могут получить от него необходимую консультацию. Результаты анкетирования показали, что многие родители считают важным приобщать детей к национальной культуре, но некоторые не знают, как это сделать, так как нет специализированной литературы, а другая часть родителей считает, что их дети «ещё» маленькие для получения таких знаний. Большинство родителей убеждены в том, что основную работу по приобщению детей к национальной культуре должен вести детский сад, а родители - только помогать в этом.
Условия для повышения качества работы.
Однако было очевидно, что система работы в этом направлении развития детей требует организации особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний. На педсовете было решено выделить в детском саду небольшое помещение и оборудовать его в виде комнаты в русской избе, где будут размещены предметы, наиболее часто упоминающиеся в русских сказках: коромысло, горшки, самовар, прихватки, чугун и т.д. Начались их поиски, в которых участвовали не только сотрудники детского сада, но и родители воспитанников. Чудом сохранившиеся старинные бытовые предметы отыскивали повсюду.
Почерпнув сведения из самых разных источников, сотрудники детского сада постарались воссоздать в небольшом помещении основные детали и обстановку русской избы (стол, лавки, печь, полати, рукомойник, люльку и др.). Однако основной задачей было не создание музейной атмосферы, а возможность введения детей в особый самобытный мир путём его действенного познания. Поэтому помимо настоящих вещей в «избу» были помещены и некоторые предметы, имитирующие реальные. Печь сделали из коробок, внешне имеющей натуральный облик. Из папье-маше были сделаны кринки, миски. На полках, кроватях, у рукомойника и красном уголке настоящие, вышитые и связанные крючком рушники и подзоры.
После того как убранство «избы» было завершено, перед нами встала не мене сложная проблема – методическая организация работы. Приглашали на занятия бабушек. Постепенно была осознана необходимость «одушевления избы» и было решено «назначить» Хозяйку избы. Перед Хозяйкой была поставлена задача более глубокого овладения особенностями народной речи, национальных обычаев и традиций, народного искусства. Так как одна из воспитательниц не первый год занималась этой проблемой и была основным организатором русской избы, ей и предложили роль Хозяйки.
Для более результативной работы по данной проблеме педагогам пришлось заняться самообразованием, т.е. углубленным изучением данного раздела программы. Кроме этого, они составили перспективный план работы с детьми всех возрастных групп и родителями на год. В работе появилась система, улучшились знания детей и родителей. Но нарушилась целостность образовательного процесса в ДОУ: последовательности и комплексности (одновременности и взаимосвязанности) изучения детьми разных разделов базовой программы воспитания и обучения, принятой в ДОУ. Кроме того, необходимо было снять проблему дублирования учебного материала в организованных формах обучения, возникающей при использовании разнообразных комплексных и парциальных программ социально-нравственного и патриотического воспитания дошкольников.
План весь переработали и составили наиболее приемлемый для нашего ДОУ с учётом разновозрастного состава групп и сочетания с планом работы музыкального руководителя. В каждом разделе образовательной программы ДОУ при перспективном планировании учитываем введение тем, связанных с изучением национальной культуры. Например, проводим занятия по экологии с элементами фольклора.
В начале учебного года провели семинар для детей и родителей по конструированию позитивных детско-родительских отношений в семье: «Игровая кукла: делаем вместе» Современному ребёнку нужна народная кукла. Основным является то, что (под руководством родителей) её мастерит – кукла становится родной и дорогой. Она способствует конструированию позитивного Образа мира и себя в нём, прогнозированию положительного Образа будущего, развитию творческих способностей детей и взрослых.
22 февраля провели вечер-развлечение (досуг) для воспитанников старшего возраста на тему: «Русские богатыри». Часто занятия проходят в мини музее «Русская изба». Многие занятия проводим по русским народным сказкам. Часть из них заканчиваются чаепитие у самовара. Один раз в месяц «хозяйка избы» и дети отмечают здесь именины детей, приходящиеся на этот месяц. Во время чаепития дети усваивают правила гостеприимства, которыми славен русский народ: «Не красна изба углами – красна пирогами» и пр. Чаепитие из самовара – это не просто обычная трапеза, а особый ритуал, объединяющий за неспешным разговором доброжелательных друг к другу людей. При этом дети распределяют роли между собой: «гости» наряжаются, «хозяева» готовят и приглашают к столу. Гостей встречаем, как и полагалось на Руси, хлебом-солью.
Используем не только современные, но и старинные выражения: «Извольте откушать», «Отведайте печенья». Такое чаепитие даёт возможность расширить знания о традициях русской кухни. Прощание с гостями всегда сопровождается благопожеланиями, благодарностью: «Спасибо за приятный вечер», «Спасибо за хлеб-соль». Дети любят «Русскую избу», с удовольствием занимаются в ней, готовят угощение для кукол, выращивают рассаду для огорода, отдыхают на посиделках и т.д. А в избе-то настоящий сундук с крестьянской одеждой, подвесная люлька, полка с кухонной утварью и пр.. Сколько радости доставляет детям душевный разговор или чтение сказки у печки, в которой мерцает «огонёк»! С каким трепетом наблюдают они за тем, как с печи свесил ноги Ванюшка, а на приступке грустит Маланьюшка! А ещё за печкой живёт домовёнок Кузя… Каждому находится занятие по душе и в рукодельном уголке: ведь там есть настоящее донце с куделью и веретеном, корзинка с клубками ниток, подлинная прялка. А какая изба без красного уголка! Дополняет интерьер «Русской избы» шторы из ситца вышитые крестиком, лоскутное одеяло, вышитые гладью и крестом полотенца, салфетки, накидушки, домотканые половики и кружки вязанные крючком. Встречает и провожает гостей хозяйка или кукла, одетая в русский народный костюм. Около дома двор с колодцем, берёзка с птичьим гнездом, поленница с дровами, собачья конура, настоящие сани… Не удивительно, что «Русская изба» стала комнатой психологической разгрузки не только для детей, но и для взрослых. Но самое главное – в ней проводятся развивающие занятия с детьми. В их содержании активно использую предметы русского национального быта, но и сохранять преемственность этических и эстетических ценностей русского народа. Я считаю, что предметная среда не должна быть самоцелью, не должна представлять собой «мёртвую комбинацию» различного оборудования и материалов. Предметный мир должен обеспечивать реализацию потребности ребёнка в активной и разноплановой деятельности.
Наблюдая за детьми, мы поняли, как важно обеспечить им «зону ближайшего развития». Поэтому наша деятельность по обогащению среды происходила на глазах детей и с их посильным участием. Этому сопутствовали наблюдения, беседы, обсуждения, рассматривание иллюстраций, чтение книг и др.. В подобных совместных со взрослыми делах дети расширяют свой активный и пассивный словарь, усваивают новые знания, приобретают новые впечатления, развивают наблюдательность, любознательность. Об этом свидетельствуют вопросы, которые дети задают мне: «Почему?», «Для чего?», «Как надо?». Важно, чтобы предметная среда имела характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и, самое главное, развитию. Иначе говоря, среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся. Мы постоянно что-то обновляем и пополняем.
Этнокультурное образование дошкольников очень тесно переплетается с общими задачами воспитательно-образовательной работы. Для педагогов ДОУ был проведён ряд семинаров и семинаров-практикумов по темам: «Формирование образа семьи в процессе приобщения детей к народной культуре», «Формирование преемственности между поколениями и национальной самоиндентификации детей», «Формирование образа Родины». С родителями группы провели такие мероприятия:
-вечера встреч, на которые приглашала мам, пап, бабушек и дедушек, где они рассказывали о своём детстве, о своих родителях, предках, о защите Родины в Великую Отечественную войну, о службе в Армии (Советской, Российской);
-занятия в кружках народного промысла, которые ведут сами родители (вышивка, макраме, вязание и пр.);
-досуговые вечера с родителями детей, включающие знакомство с обрядами и традициями своего народа.
Важным моментом в формировании традиций стало совместное проведение русских народных праздников, повторяющихся из года в год и формирующих определённый цикл. К ним относятся Масленица, Пасха, Рождество. На таких мероприятиях дети видят своих родителей с другой, непривычной для них стороны. Ведь нигде больше не смогут увидеть, например, маму в русском костюме или папу, поющего старинные песни. Дети рады таким праздником, т.к. в повседневной жизни дети зачастую испытывают недостаток родительского внимания.
После таких мероприятий мы проводим открытые занятия с детьми, когда родители с удивлением обнаруживают для себя, как они значимы для своих детей и дороги им. Очень увлечённо прошли такие открытые занятие для родителей на темы: «Мастера своего дела», «Чем богаты, тем и рады».
Одним из условий успешной работы является создание предметной развивающей среды игрового пространства. В решении данного вопроса мне помогла работа кружка «Рукодельница», который мы создали для детей и взрослых. Этот кружок создан на основе общих интересов воспитателей и родителей воспитанников. Здесь мы вместе осваиваем технику народных ремёсел или просто знакомимся со многими из них, обмениваемся опытом. Проводим конкурсы на лучшую народную куклу, на лучшее семейное блюдо, на лучшую глиняную игрушку, работы помещаем в уголке «Очумелые ручки».
В год семьи провели совместный досуг «Семья – семь я!», где родители поделились своими семейными традициями, рассказали смешные случаи из соей жизни или своих близких, угощали своими фирменными блюдами, демонстрировали свои «родословные деревья».
Родители продолжают сбор краеведческого и познавательного материала для пополнения экспозиции уголка краеведения. Продолжая просвещение родителей провели в предыдущем учебном году семенары-практикумы «Родной свой край люби и знай», «Знакомим детей с природой родного края». Подготовили консультации на темы: «Роль родителей в воспитании у детей любви к родному краю», «Отечественные памятники культуры в нравственных основах воспитания», «Роль народного творчества в нравственном воспитании детей», «Устное народное творчество – кладезь народной мудрости», «О мудрости народной педагогики». Проводим вечера вопросов и ответов «Как помочь ребёнку найти дело, в котором он нравиться самому себе». «Игры нашего детства» - где мамы, папы, бабушки и дедушки делятся своим опытом. Игра «Что? Где? Когда?» (кто лучше знает родной край) была проведена между детьми и родителями (с вручением призов и дипломов, изготовленных на занятиях по ручному труду). Подготовили с родителями подготовительной к школе группы фотовыставку «Мы из сибирского села»- фотографии детей в самых красивых местах села. Ежемесячно проводим дни открытых дверей с 20 по 25 число, знакомя и детей, и родителей с народным календарём, где каждый день чем-то значим. Мы знакомим с тем, чем тогда занимались наши предки, какие примечали события в природе и т.д.
Связь этнокультурного воспитания дошкольников
с разными видами детской деятельности.
Цикл занятий познавательного характера не ограничивается знакомством с русской избой. Народные исторические идеалы и духовные устремления можно и нужно изучать через знакомство детей с памятниками народной архитектуры и культовым зодчеством, которые неслучайно называют деревянной или каменой «книгой», где «записана» народная философия истории. Одна из важнейших задач, которую исполняет такая «книга», - вечная память о предках, строивших и защищавших Отечество, создавших его духовное наследие, и напоминание о нравственном долге потомков любить и беречь Родину. Поэтому, например, после цикла занятий «Из истории России» мы предложили родителям рассмотреть вместе с ребёнком картины и иллюстрации к книгам с изображением Кремля, Успенского собора, Собор Василия Блаженного, памятник Минина и Пожарского, посмотреть видеофильмы про усадьбы Останкино, Кусково, Царицыно и др., прочитать детям произведения о Москве. С этим же я знакомила детей в детском саду с помощью видеофильмов, картин, слайдов и пр.. После проведения такой работы мы запланировали ряд комплексных занятий познавательного и художественного цикла. Например, комплексное занятие для детей 5-7 лет по развитию элементарных математических представлений и конструированию, по развитию речи и рисованию, по обучению грамоте и аппликации и др.
В «Программе приобщения детей к истокам русской народной культуры» в связи с необходимостью введения в занятия эстетического цикла предметов декоративно-прикладного искусства (Городец, Хохлома и др.) традиционное убранство русской избы мы дополнили размещением на полках разнообразных произведений этих художественных промыслов. Именно в такой обстановке нам легче знакомить детей с народными промыслами всей России. Здесь же мы сделали подборку иллюстраций, книг, картин, представляющих предметы старинного быта, русский народный костюм, проводим занятия по знакомству с основами декоративно-прикладного творчества.
Целью занятий художественно-эстетического цикла является ознакомление детей с разными видами народного искусства в процессе использования средств изобразительной деятельности. Особенностью проведения таких занятий является то, что занятия познавательного цикла с помощью метода проектов связанных с изобразительной деятельностью детей, лепкой, ручным трудом. В ходе их проведения мы используем разработки Т.С. Комаровой «Народное искусство в воспитании детей»,под ред. Е.Г. Ковальской «Художественное воспитание в детском саду», О.С. Скоролуповой «Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством», серию альбомов «Декоративно-прикладного искусства – детям» и др. Содержание работы в течение года по художественно-эстетическому направлению отражается в перспективном плане.
В процессе обучения декоративному рисованию, лепке, аппликации используем разные приёмы: приём создания игровой ситуации в начале занятия, приём пошаговой ориентировки, приём сравнения, приём акцентрирования, приём моделирования, приём комментирования действий детей в речи. В процессе использования перечисленных приёмов устанавливаю взаимосвязь между видами изобразительной деятельности: рисованием, лепкой, аппликацией. Например, сначала дети лепят дымковскую лошадку, затем на рисовании расписывают силуэт-заготовку лошадки.
При обучении детей декоративному рисованию ставим задачу не подготавливать будущих мастеров росписи, а приобщать детей к народному искусству. При расписывании вылепленных лошадок, птиц, барышень и т.д. дети усваивают некоторые навыки, учатся составлять узор, почувствовав при этом радость творчества. После каждого цикла занятий по одному из видов искусства проводим итоговое занятие, на котором дети составляют узор в стиле данной росписи, но выбирают сами её элементы, цвет, композицию, форму бумаги, силуэты-заготовки из бумаги, из папье-маше и др.
Кроме занятий по знакомству с декоративно-прикладным творчеством и народными ремёслами, в процессе художественно-эстетического воспитания дошкольников предусмотрели формирование специальных условий для перевода представлений детей о культурном наследии и природе малой Родины, родном доме и семье на уровне практической деятельности детей: предметной и предметно-игровой, изобразительной, экспериментальной. Для этого мы «состыковали» темы занятий познавательного и художественного цикла и продумали преемственность содержания, а также используемых методов и методических приёмов. В качестве таких стержневых тем выступают «характер русского народа» и «образы родной природы в народном творчестве и творчестве русских художников», «государственная символика родной страны» и др.
Также в работе с детьми используем народные музыкальные инструменты (трещётки, погремушки, бубенцы, деревянные ложки и пр.). Характерные для русской народной музыкальной культуры звуки, тембры, мелодии насыщают слуховое восприятие малыша и постепенно формируют в его художественном сознании национальные музыкальные стереотипы, самобытное национальное музыкальное мышление. Доступность народных инструментов, привлекательность и лёгкость игры на них в ансамбле приносят детям радость, создают предпосылки для дальнейших занятий музыкой, формируют интерес к познанию мира музыки в разных его проявлениях. Поэтому на музыкальных занятиях вместе с музыкальным руководителем приучаем детей слушать русские народные песни в исполнении детских русских народных ансамблей. Воспитанники водят хороводы под эту музыку, выполняют танцевальные движения, играют на народных музыкальных инструментах. Вместе с музыкальным руководителем провели интересное тематическое занятие на тему: «Колокольные звоны России». Дети были очень увлечены.
Система освоения материала стала более стройной, когда музыкальный руководитель соответственно ведущей теме месяца стал включать в содержание занятий работу с произведениями народной словесности и музыкального фольклора.
Одним из главных жанров устного народного творчества является песня. В песнях, как и в других видах народного творчества, воспевались трудовые и героические подвиги народа, красота природы, восхвалялись человеческие добродетели, высмеивались пороки.
Поэтому и ныне в детском саду и семье возможно самое разное использование песни – от её разучивания и исполнения до анализа содержания музыки и настроения. Эти песни теперь звучат не только в детском саду, но и в семье, особенно на традиционных семейных праздниках. Также используем народные танцы, хороводы, игры с песнями. Во второй половине дня часто организуем «посиделки», на которых разучиваем с детьми народные игры с песнями, учим детей изготавливать элементы народных костюмов: кокошники, бусы, праздничную атрибутику и др.. Так, разучив зимние святочные песни и игры, дети, нарядившись в костюмы, шли по группам детского сада и поздравляли всех с Рождеством и Новым годом по старому стилю.
Чтобы привлечь к данной работе окружающих, организовали специальную кружковую работу. На кружковых занятиях воспитатели выполняют самостоятельные задания. Привлекли в кружок технический персонал и родителей. Это включает их в педагогическую работу. Удачный творческий опыт родителей и воспитателей поощряем и широко используем в дальнейшей работе при проведении народных календарных праздниках.
Все жанры, формы и элементы фольклора мы используем при проведении досугов и праздников. Праздники проводим в форме затейничества, концерта самодеятельности, театрализованного представления и на основе народных праздников. При этом важно создать в группе радостную атмосферу. Помещение группы украшаем все вместе (дети, родители, сотрудники). Необходимо, чтобы у детей возникли яркие впечатления, связанные с содержанием праздника, что достигается активным привлечением их ко всем моментам подготовки и проведения праздника (украшение ёлки, крашенье яиц, раскрашивание глиняных поделок, прослушивание духовной музыки, организация танцев, хороводов и пр.)
Почти каждый народный праздник превращаем в театрализованное представление, в котором участвуют и дети, и приглашённые взрослые. Такое проведение праздника оставляет глубокий след в детской душе и укрепляет в ней добрые чувства.
Применение физкультурно-оздоровительных занятий и досугов с использованием фольклорных элементов и народных подвижных игр очень эффективно в работе с дошкольниками. Используем следующие типы физкультурных занятий с использованием разных видов народного творчества:
-двигательно-творческие, основанные на использовании потешек, загадок и сказок;
-сюжетные физкультурные занятия с «вкраплением» элементов фольклора. Эти занятия проводятся в форме «двигательного» рассказа или сказки. Очень интересно прошли такие занятия как «Путешествие с Лесовичком», «Праздник Весны», «Ярмарка», «Идём в сказку»;
-музыкально-ритмические занятия, основанные на русских народных плясках и танцах, играх и хороводах, с использованием русских песен и народных инструментальных мелодий. Это занятия на темы: «Русские узоры», «Осенины» и т.д.;
-игровые физкультурные занятия на основе русских народных подвижных игр «Змейка», «Горелки», «Зайцы в лесу», «Богатырская наша сила», «Скоморошьи забавы» и т.д.;
-познавательные занятия из серии «Забочусь о своём здоровье» с использованием элементов фольклора. На таких занятиях я формирую элементарные знания и представления детей о значении физической культуры, знакомлю их со строением тела человека, функциями различных органов, правилами гигиены, способствуют формированию потребности в здоровом образе жизни;
-интегрированные физкультурные занятия. Интегрирование физических упражнений с элементами фольклора позволяет осуществить более качественное и прочное усвоение знаний, умений и навыков в области физического воспитания.
Заключение.
В завершении хотелось бы ещё раз сказать о сложном составе традиционной народной культуры, о необходимости органичного включения в жизнедеятельность детского сада самых разных её пластов, о возможности педагогических импровизаций на основе детского фольклора. Игровой культуры детей и взрослых, народной сказочной и не сказочной прозы, поэтических жанров устного народного творчества. При этом следует соблюдать меру.
Анализируя проделанную работу за последние годы, мы поняли, что на современном этапе самой большой проблемой является разрыв связей поколений, воспитание вне культурно-исторических традиций. Забывая свои корни, мы разрываем связь времён и поколений, а человек без памяти о прошлом, поставленный перед необходимостью заново определить своё место в мире, человек, лишённый исторического опыта своего народа, оказывается вне исторической перспективы и способен жить только сегодняшним днём. В опытах наших отцов и дедов есть зёрна такой мудрости, которые и в наш век прорастут и дадут добрые всходы. Изучая литературу по данной проблеме, в одном из журналов «Семья и школа» мы обнаружили статью, которая называлась «До десятого колена». В ней автор, Л. Осипова, рассказывает о детях младшего школьного возраста, которые вместе с родителями составляют своё семейное «родовое дерево». В процессе поиска своих «корней» дети и родители, бабушки и дедушки становятся духовно ближе друг к другу. Воспитатели начали проводить такую работу и с семьями своих дошкольников в «год семьи». Не только дети, но и родители с удовольствием узнают о своих предках, а потом рассказывают о них на вечерах досуга в детском саду. Чтобы установить связь между поколениями в семье, даём детям задание узнать у родителей, бабушек, дедушек, в какие игры они любили играть в детстве, какими пользовались считалками, игрушками. Лишь сумев пробудить интерес к родословной, к ценностям, обычаям и праздникам, характерным для семьи, в которой воспитывается ребёнок, можно начинать работу по формированию традиционной культуры семьи в процессе взаимодействия родителей и педагогов ДОУ.
Организуя работу по приобщению детей к истории Отечества, мы вовсе не ставили перед собой цель систематического освоения ими курса истории – у них ещё будет время для этого в школе. Важно воспитать интерес к прошлому своего народа, любовь к родной истории. Мы глубоко убеждены, что любить Родину – значит знать её историю. Проводимая нами работа находит отклик у детей и их родителей. Дети научились слушать друг друга, помогать, делиться своими умениями, дарить подарки, сделанные своими руками. Мамы стали замечать что их дети стали более усидчивыми и внимательными как к ним, так и к бабушкам и дедушкам (более терпимы). Появились у детей и сравнительные характеристики работ, дети учатся давать оценку своим работам и работам других. Мы рады, что они стали больше заботиться друг о друге, уступать друг другу и помогать.
Почти все наши выпускники, ежегодно уходя из детского сада, посещают школу искусств, где в какой-то мере продолжается начатая нами работа.
Больше всего нам хочется развивать в детях чувство гордости за свою Родину, вызвать в них восхищение творчеством русского народа и вместе с тем чувство ответственности за тот кусочек земли, на которой мы живём.